ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2006 г. N Ф08-3073/2006

Дело N А32-2918/2006-33/65

[Шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с даты принятия руководителем налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный  суд   Северо-Кавказского   округа  ,  в отсутствие заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы  по  г.  Анапа  и  заинтересованного лица - отделения "Патриот" Краснодарской  региональной  организации  Общероссийской  общественной организации  "Российский  союз  ветеранов  Афганистана",  извещенных о времени и месте  судебного  разбирательства,  рассмотрев  кассационную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы по г.  Анапа на решение Арбитражного  суда  Краснодарского  края  от  30.03.06   по   делу   N А32-2918/2006-33/65, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Анапа (далее налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с отделения "Патриот" Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана" (далее - отделение "Патриот") штрафных санкций в сумме 1 786 рублей 53 копеек на основании статей 119, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 30.03.06 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция пропустила срок для обращения в суд, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, который является пресекательным. Суд пришел к выводу, что моментом обнаружения правонарушений в виде непредставления налоговой декларации и документов, необходимых для осуществления налогового контроля, с которого у налогового органа возникает право обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции по статьям 119, 126 Налогового кодекса Российской Федерации, следует считать день фактической подачи в налоговый орган данных документов.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись. Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение о взыскании с отделения "Патриот" суммы налоговых санкций. Заявитель жалобы указывает, что пропуск срока для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных 17.06.05 отделением "Патриот" расчетов по налогу на прибыль за 2002 2004 годы, деклараций по единому социальному налогу за 2002 - 2003 годы, отчетов о прибылях и убытках за 6, 9, 12 месяцев 2002 года, за 3, 6, 9, 12 месяцев 2003 года, за 3, 6, 12 месяцев 2004 года, за 3 месяца 2005 года, расчетов налога на имущество предприятий за 9 месяцев 2002 года и 12 месяцев 2004 года. В ходе проверки установлены факты несвоевременного представления отделением "Патриот" соответствующих деклараций и расчетов. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решения от 31.08.05  N  12-01/1.11240  о  привлечении  отделения "Патриот" к налоговой ответственности по  пункту  1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за  непредставление  сведений,  необходимых  для  налогового контроля,  в виде 1 050 рублей штрафа; * N 12-01/1.11248 - по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за  непредставление сведений,  необходимых  для  налогового  контроля,  в  виде 200 рублей штрафа;  * N 12-01/1.11251 - по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской  Федерации за непредставление расчета налога от фактической прибыли за 2004 год в виде 200 рублей штрафа;  * N 12-01/1.11257 -  по пункту  1  статьи  119  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  за непредставление расчета налога на имущество предприятий за 2004 год  в виде  200  рублей  штрафа;  * N 12-01/1.11266 - по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление  декларации по единому социальному налогу за 2004 год в виде 200 рублей штрафа.

Требованиями от 06.09.05 N 3439, N 3440, N 3441, N 3442, N 3443 отделению "Патриот" предложено уплатить штрафные санкции на общую сумму 1 850 рублей. В связи с неисполнением в добровольном порядке указанных требований, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, уменьшив ее до 1 786 рублей 53 копеек, в связи с переплатой на лицевом счете.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о пропуске срока для обращения налоговой инспекции в суд, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, посчитав, что этот срок исчисляется с 17.06.05 - дня представления соответствующих сведений в налоговый орган. Данный вывод суда является ошибочным.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

        
     Статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.05 N 9-П указал, что с иском в суд о взыскании налоговой санкции налоговые органы, согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму санкции или пропустил срок ее уплаты, могут обратиться не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (пункт 1). Если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из статей 100, 101, 113 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 04.10.05 N 8665/04 указал на необходимость применения выводов Конституционного Суда, содержащихся в постановлении N 9-П.

Действующее налоговое законодательство не предусматривает составление акта по результатам проведения камеральной проверки. С учетом вышеизложенного, шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с даты принятия руководителем налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки.

В рассматриваемом случае моментом обнаружения правонарушения, с которого у налогового органа возникло право обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции, следует считать дату принятия налоговым органом решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, то есть 31.08.05.

С заявлением о взыскании штрафных санкций налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд 29.12.05. Следовательно, она не пропустила срок давности взыскания налоговых санкций, установленный в пункте 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что моментом обнаружения правонарушения является день представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности (17.06.05), ошибочен. Поскольку вопросы о наличии в действиях заинтересованного лица составов налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, не являлись предметом судебного разбирательства, решение суда от 30.03.06 подлежит отмене, а дело - направлению на рассмотрение по существу заявленных требований в первую инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края. При новом рассмотрении дела суду следует учесть требования Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", предъявляемые к общественным организациям и их структурным подразделениям, по порядку и срокам представления бухгалтерской отчетности.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

        

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.06 по делу N А32-2918/06-33/65 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


 текст документа сверен по:

 файл-рассылка