ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 г. N Ф08-6213/2007

Дело N А63-2440/07-С3

[Суд правомерно взыскал убытки, возникшие у общества в связи с получением от населения
оплаты оказанных услуг по льготным тарифам, с Минфина Российской Федерации]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Ставропольрегионгаз", ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения города Кисловодска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края 26.06.07 по делу N А63-2440/07-С3, установил следующее.

ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения города Кисловодска о взыскании 624 107 рублей 30 копеек затрат (убытков), связанных с предоставлением в апреле-ноябре 2004 г. 50% скидки за пользование природным газом гражданам, имеющим льготу в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).

Решением от 26.06.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 528 904 рубля 49 копеек, в остальной части в иске отказано. К остальным ответчикам в иске отказано. Суд пришел к выводу, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета средств на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов лежит на Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление, в иске к нему отказать. Заявитель указывает, что суд не применил Закон, подлежащий применению. Согласно Правилам предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей их компенсацией из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. В этой связи взыскание необходимо производить за счет средств бюджета Ставропольского края и местного бюджета. Обязанность по возмещению расходов из федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом возможна только при подтверждении фактически понесенных расходов. Заявитель считает, что спор связан с бюджетно-финансовыми отношениями и неподведомственен арбитражному суду, а также указывает, что по состоянию на 01.01.05 задолженность бюджета Российской Федерации перед бюджетом Ставропольского края полностью погашена.

В отзыве на жалобу общество считает правомерным взыскание спорной суммы с Минфина Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что 01.01.04 общество и управление заключили договор N 49/28-6/03-0111/04, по условиям которого общество обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление в свою очередь производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льготы, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона.

Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставил гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных с 01.04.04 по 01.12.04 в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, общество обратилось с иском в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот населению г. Кисловодска и размер убытков общества подтвержден копиями реестров граждан, проживающих в г. Кисловодске и пользующихся льготой, подписанными обществом и управлением, копиями удостоверений и справок льготников, актами сверок задолженности за апрель-ноябрь 2004 г., счетами-фактурами. Данные обстоятельства исследованы судом. Минфин России не предоставил доказательств, свидетельствующих о недостоверности этих сведений.

Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

        
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334
утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2003 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении спора суд установил, что минфин края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из помесячных реестров минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона) следует, что все денежные средства, поступившие минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе по г. Кисловодску.

Исследовав и оценив доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.

В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию.

Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".

При таких обстоятельствах доводы жалобы подлежат отклонению. Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение  Арбитражного  суда  Ставропольского  края  26.06.07 по делу N А63-2440/07-С3  оставить  без  изменения,  кассационную  жалобу  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка