ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 г. N Ф08-6083/2007

Дело N А63-10410/06-С1

[Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания" в лице Георгиевского узла электросвязи, ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, третьих лиц: Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Советского муниципального района, Финансового управления Советского муниципального района, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение от 11.01.07  и постановление апелляционной инстанции от 20.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-10410/06-С1, установил следующее.

ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице Советского объединенного узла электросвязи (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Минфину России в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о возмещении 195 276 рублей 16 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2003 году льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ставропольского края, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения Советского муниципального района и Финансовое управление Советского муниципального района (т. 1, л. д. 1, 2).

Определением от 27.11.06 суд произвел замену истца в связи с реорганизацией филиалов общества; интересы общества в суде стал представлять Георгиевский узел электросвязи (т. 2, л. д. 18).

Решением от 11.01.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.07, с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 195 276 рублей 16 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением обществом в 2003 году льготных услуг связи гражданам согласно Закону о социальной защите инвалидов. Судебный акт мотивирован тем, что факт предоставления обществом на основании Закона о социальной защите инвалидов льготных услуг по оплате за пользование телефоном и радио в спорный период подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Противоправность поведения Минфина России заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией закона, устанавливающего льготы отдельным категориям граждан. Уклонение от исполнения обязательств усматривается из того факта, что в Федеральном законе от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 года" (далее Федеральный закон о бюджете) предусмотрено недостаточно средств для компенсации хозяйствующим субъектам затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства в части предоставления льгот отдельным категориям граждан по Закону о социальной защите инвалидов (т. 2, л. д. 77, 137).

В кассационной жалобе Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю просит отменить решение и постановление, взыскать убытки с Минфина края. Заявитель указывает, что он в полном объеме исполнил свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом о бюджете, Минфину края. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Закон о социальной защите инвалидов (в редакции от 23.10.2003) не содержит нормы, предусматривающей разграничение источников финансирования льгот инвалидам. В пункте 15 статьи 5 Закона указано, что формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Минфин России является ненадлежащим ответчиком.

Отзывы на жалобу не поступили.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в 2003 году Советский объединенный узел связи предоставлял инвалидам, проживающим на территории Советского муниципального района, услуги электросвязи, которые оплачены абонентами-инвалидами в размере 50% на основании Закона о социальной защите инвалидов. Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными к материалам дела списками абонентов, счетами, актами сверок расчетов, справкой о задолженности федерального бюджета (т. 1, л. д. 15 - 17, приложения к делу в 20 томах). Вследствие неполной оплаты убытки общества составили 244 476 рублей 16 копеек, из которых возмещено за счет бюджетных средств 49 200 рублей.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно указал, что убытки у общества возникли вследствие недостаточного финансирования Минфином России расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот указанным категориям льготников, и причиненные оператору связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

        
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов"
утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств указанного фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов (этот Порядок действовал и в 2003 году).

Согласно пункту 2 данного постановления на органы исполнительной власти субъектов возложена обязанность по обеспечению целевого использования выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов. В соответствии с пунктом 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций Фонда компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.

Как указано в подпункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

        
     Статьей 30 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи"
предусмотрено, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона о социальной защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В целях реализации Федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Правила действовали в 2003 году). Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, общество в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Общество предоставило лицам, пользующимся его услугами, федеральную льготу, предусмотренную статьей 28 Закона о социальной защите инвалидов. Затраты, связанные с предоставлением этой льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

При рассмотрении дела суд установил, что выделенное обществу из бюджетов различных уровней финансирование не полностью компенсировало расходы по предоставлению льгот гражданам. При этом в деле отсутствуют доказательства нецелевого использования выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона о защите инвалидов денежных средств в Ставропольском крае. При таком положении не полученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение от 11.01.07 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-10410/06-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка