ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2007 г. N Ф08-7214/2007

Дело N А32-11318/06-21/222

[При отсутствии доказательств выбора земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, департамент правомерно отказал обществу в согласовании места размещения подлежащего строительству объекта и разъяснил право на приобретение земельного участка на торгах]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Югснаб плюс", от ответчика - администрации муниципального образования г. Краснодар, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югснаб плюс" на решение от 22.01.07  и постановление апелляционной инстанции от 30.07.07  Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11318/06-21/222 , установил следующее.

ООО "Югснаб плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) с заявлением о признании недействительным отказа в размещении строящегося объекта и просило обязать администрацию предоставить заявителю в аренду на два года земельный участок площадью 1 232 кв. м (т. 1, л. д. 88-90, 101).

Решением от 22.01.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.07, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции исходили из того, что земельные участки для строительства в границах территории муниципального образования предоставляются юридическим и физическим лицам в аренду при наличии положительного заключения экспертного межведомственного инвестиционного совета при главе муниципального образования г. Краснодар, либо на торгах.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Администрация просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, считая судебные акты законными и обснованными.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Как видно из материалов дела, общество для эксплуатации нежилого строения площадью 291 кв. м на основании договора купли-продажи от 27.01.06 приобрело земельный участок, расположенный в г. Краснодаре по ул. Уральская, 117/2. Право собственности на участок зарегистрировано, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 26.02.06 N 23 АА 606160 (т. 1, л. д. 37).

22.02.06 общество обратилось в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации (далее - департамент) с заявлением от 21.02.06 N 17, в котором, ссылаясь на производственную необходимость, просило рассмотреть возможность предоставления для строительства земельного участок площадью 750 кв. м, расположенного по фасаду нечетной стороны ул. Уральской, напротив дома N 119.

Департамент сообщил заявителю, что во исполнение пункта 1.5 постановления главы муниципального образования город Краснодар от 05.12.05 N 1635 "О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 17.05.05 N 1215 "Об утверждении уполномоченных органов администрации муниципального образования город Краснодар, осуществляющих подготовку материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар", документы для рассмотрения переданы в Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар.

В дополнение к заявлению общество предоставило бизнес-план на реализацию инвестиционного проекта на земельном участке площадью 1 232 кв. м, расположенном на испрашиваемой территории (создание дополнительных 800 кв. м площадей застройки на базе имеющихся в собственности земли и дополнительно выделяемой по заявлению); заключение Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар от 04.04.06 N 23/37 и кадастровую справку от 27.03.06 N29; результаты геодезической съемки от 06.03.06 и план от 14.03.06.

Экспертный межведомственный инвестиционный совет при главе муниципального образования город Краснодар от 07.04.06 отказал в согласовании места размещения магазина (протокол N 9). Департамент 19.04.06 сообщил обществу о том, что в связи с отсутствием предварительного согласования места размещения подлежащего строительству объекта, дополнительно испрашиваемый земельный участок в аренду не может быть предоставлен. Разъяснено право общества на приобретение земельного участка с торгов.

Заявитель обратился в суд, обжалуя отказ в предоставлении участка в аренду.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в себя работы по формированию земельного участка, его государственный кадастровый учет, проведение торгов и подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления его без проведения торгов (при наличии на торгах одной заявки).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 Кодекса), осуществляется выбор земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Градостроительная документация для территорий муниципальных образований включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий, а также аналогичную документацию о застройке (статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу статей 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

По правилам пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи.

Судами установлено и материалами дела подтверждено отсутствие доказательств выбора земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суды правомерно не приняли во внимание доводы общества о наличии согласования места размещения подлежащего строительству объекта и выбора земельного участка, так как предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации акт выбора земельного участка, утвержденный уполномоченным органом, и решение о предоставлении земельного участка для строительства приняты не были.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение от 22.01.07 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11318/06-21/222 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка