• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 5 февраля 2008 г. № Ф08-8955/07-3372А

Дело № А32-4175/2007-46/71

[Вывод суда о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Трейд-Сервис», от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Северскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.07 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.07 по делу № А32-4175/2007-46/71, установил следующее.

ООО «Трейд-Сервис» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невозврате обществу 389 061 рубля переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, и обязании налоговой инспекции осуществить возврат указанной суммы переплаты (уточненные требования).

Решением от 27.06.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.07, суд удовлетворил заявление и обязал налоговую инспекцию возвратить обществу 389 061 рубль переплаты по страховым взносам. В части отказа от заявленных требований производство прекращено. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается факт переплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, полномочия на проведение возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов возложены на налоговые органы.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, возврат излишне уплаченных страховых взносов не отнесен к полномочиям налоговых органов. В обоснование жалобы также указано, что из содержания Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов, являются законными.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в результате сверки расчетов Инспекцией федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве выявлена переплата обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 332 694 рубля и на накопительную часть трудовой пенсии в размере 56 367 рублей. Это отражено в бланке расчетов от 01.01.07, составленном налоговой инспекцией. Общество письмами от 01.11.06 № 97, № 98 обращалось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств.

Письмами от 08.12.06, 25.12.06 налоговая инспекция сообщила, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для проведения зачета (возврата) уплаченных страховых взносов. Не согласившись с отказом налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае должен осуществляться налоговыми органами, являющимися администраторами поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и на которые статьей 25 Закона № 167-ФЗ возложен контроль за уплатой названных страховых взносов. Выводы суда соответствуют нормам материального права.

В соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 7 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Согласно пункту 9 этой статьи возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Правила, установленные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.02 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, вывод суда о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что налоговая инспекция как администратор поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат ошибочно уплаченных платежей на обязательное пенсионное страхование. Пунктом 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов на осуществление возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрено лишь для случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в сумме 389 061 рубль установлен судебными инстанциями, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом. При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование заявителя о возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

В кассационной жалобе налоговая инспекция выражает несогласие со взысканием апелляционной инстанцией с заинтересованного лица 1 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Доводы заявителя подлежат отклонению.

Согласно статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации, выступающие ответчиками в арбитражных судах.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», Кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.07 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.07 по делу № А32-4175/2007-46/71 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-4175/2007-46/71
Ф08-8955/07-3372А
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 05 февраля 2008

Поиск в тексте