ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2008 г. № Ф08-2729/2008

Дело № А53-22825/2007-С6-46

[Порядок принятия на учет основных средств, оборудования к установке (в том числе и то, на какой счет принимается оборудование, требующее монтажа) налоговым законодательством не устанавливается, он определен вышеуказанными правилами бухгалтерского учета]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Рот-Яг», в отсутствие в судебном заседании  заинтересованного лица   -  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего о рассмотрении спора в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району  г. Ростова-на-Дону  на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2008  по делу № А53-22825/2007-С6-46, установил следующее.

ООО «Строительная компания Рот-Яг» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы   по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону  (далее - налоговая инспекция)   о признании  недействительным  решения от 19.10.2007 № 16-02/944-э  (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).  

Решением  суда от 11.03.2008  заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, обществом соблюдены три необходимых  условия: фактическое перемещение товаров через таможенную границ Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет. Данные обстоятельства подтверждены документально и отказ налоговой инспекции неправомерен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

По мнению налоговой инспекции, товары, ввезенные обществом на таможенную территорию Российской Федерации, относятся к основным средствам и вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе основных средств производится в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором это оборудование принято к учету в качестве основного средства и введено в эксплуатацию на основании акта приема-передачи основных средств. Документы, представленные налогоплательщиком, оформлены ненадлежащим образом. Ввод основных средств в эксплуатацию обществом не осуществлен.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2006  года,  в    которой предъявило к вычету 8 757 059 рублей НДС по оборудованию, ввезенному на таможенную территорию Российской Федерации.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговая инспекция установила, что сумма налога, заявленная к возмещению, уплачена обществом в составе таможенных платежей при временном ввозе товаров (основных средств) на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая инспекция сочла, что в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. Поскольку обществом по требованию налоговой инспекции не представлено доказательств учета оборудования на складе, ввода в эксплуатацию ввезенных основных средств, то налоговая инспекция пришла к выводу, что общество необоснованно заявило к вычету 6 744 074 рублей НДС и доначислила  185 821 рублей НДС.  

Удовлетворяя требования общества, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок применения налоговых вычетов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6  -   8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 171 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171  Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

По правилам бухгалтерского учета оборудование, требующее монтажа, не относится к основным средствам и принимается к учету на счете 07 «Оборудование к установке» в соответствии с пунктами 1, 3 положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств»  ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26Н и  Методическими указаниями по бухучету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.1998 № 33н, (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной    деятельности    организаций,    утвержденная  приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.02.2004 № 10865/03 признал правомерным применение налогового вычета после принятия оборудования к учету на счете 07 исходя из того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает применение налогового вычета с оприходованием товаров, работ, услуг на каком-либо определенном счете плана счетов, важен факт принятия к учету в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

В новой редакции абзаца 3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ) устранена неясность в данном вопросе  -  вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

Данная    формулировка    с учетом    изменений,   внесенных Федеральным законом от 28.02.2006 № 28-ФЗ (вступили в действие с 1 марта 2006 года), означает, что вычет сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации оборудования к установке, производится в полном объеме после принятия на учет данного оборудования.

Однако порядок принятия на учет основных средств, оборудования к установке (в том числе и то, на какой счет принимается оборудование, требующее монтажа) налоговым законодательством не устанавливается, он определен вышеуказанными правилами бухгалтерского учета.

Таким образом, при приобретении оборудования налоговый вычет применяется в полном размере после принятия на учет на счете 07 «Оборудование к установке», либо на счете 01 «Основные средства» по правилам бухгалтерского учета.

Учет приобретенного обществом оборудования на счете 07 «Оборудование к установке» свидетельствует о его правильном оприходовании (учете).

Фактическая оплата основных средств, приятие их на учет и оприходование в бухгалтерском учете подтверждается материалами дела (книгами покупок и продаж, первичными бухгалтерскими документами, подтверждающими возмещение по НДС за оспариваемый период, счетами-фактурами, договорами, товарно-сопроводительными, платежными поручениями, расшифровками дебиторской и кредиторской задолженности, анализами счетов).

При таких обстоятельствах,   вывод суда о наличии у общества материально-правового основания для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении такого оборудования на таможне, соответствует нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и не противоречит материалам дела.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат  отнесению на налоговую инспекцию в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь  статьями 274,  286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2008 по делу № А53-22825/2007-С6-46 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     
     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка