• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2008 г. № Ф08-2515/2008-891А

Дело № А15-120/2008

[Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологических требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального образования «село Юхари-Стал» и заинтересованного лица - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в Сулейман-Стальском районе, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в Сулейман-Стальском районе на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2008 по делу № А15-120/2008, установил следующее.

Муниципальное образование «село Юхари-Стал» (далее - муниципальное образование) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в Сулейман-Стальском районе (далее - территориальный отдел) от 14.01.2008 № 253 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Решением от 12.02.2008 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу, что заинтересованное лицо не доказало состав правонарушения, к административной ответственности привлечено лицо, не являющееся субъектом правонарушения. Административный орган нарушил порядок привлечения муниципального образования к ответственности.

Территориальный отдел обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает на несогласие с выводами суда об отсутствии в действиях муниципального образования состава правонарушения и нарушении отделом процедуры составления протокола об административном правонарушении.

В отзыве на кассационную жалобу муниципальное образование считает решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2008 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, сотрудники территориального отдела на основании распоряжения от 26.11.2007 № 525 провели проверку деятельности муниципального образования по вопросу соблюдения требований санитарных норм и правил. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, а именно: отсутствие полигона для захоронения твердых бытовых отходов, скотомогильника, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, спецавтотранспорта для вывоза отходов; не выделен земельный участок под строительство полигона для твердых бытовых отходов; не проводится плановая очистка административной территории; образованы стихийные мусорные свалки из твердых бытовых отходов; имеет место сжигание твердых бытовых отходов на приусадебных участках. Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.12.2007 и протоколе об административном правонарушении от 31.12.2007.

Постановлением от 14.01.2008 муниципальное образование привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, муниципальное образование обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.

Согласно частям 2 и 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) и пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1098 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением отходов понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу пункта 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений, возлагается на соответствующий орган.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологических требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Суд установил, что муниципальное образование не осуществляет указанные виды деятельности, ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.

Таким образом, вывод суда о том, что заинтересованное лицо не доказало состав административного правонарушения, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о нарушении территориальным отделом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о совершении административного правонарушения составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении и которому должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Законный представитель юридического лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 31.12.07 № 366 составлен без участия законного представителя муниципального образования.

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его неявки уважительными.

В материалах дела имеется письмо территориального отдела (л. д. 20), извещающее заявителя о составлении протокола об административном правонарушении 31.12.2007. Однако доказательства направления данного извещения в адрес муниципального образования в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в извещении не указано время совершения данного процессуального действия.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о несоблюдении заинтересованным лицом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2008 по делу № А15-120/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка




























Номер документа: А15-120/2008
Ф08-2515/2008-891А
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 13 мая 2008

Поиск в тексте