ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                   

от 7 февраля 2008 г. № Ф08-126/2008

Дело № А32-25849/06-42/733

[Судебные акты о взыскании с Российской Федерации убытков, вызванных предоставлением льгот отдельным категориям граждан, отменены, поскольку выводы суда о размере убытков не подтверждены надлежащими доказательствами]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества «Южная телекоммуникационная компания» в лице Восточно-Кубанского узла электросвязи (структурного подразделения Краснодарского филиала), от Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Гулькевичском районе, финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Гулькевичском районе, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 03.04.07 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-25849/06-42/733, установил следующее.

ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Восточно-Кубанского узла электросвязи структурного подразделения Краснодарского филиала (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Гулькевичском районе,  Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Гулькевичском районе с иском о взыскании 44 911 рублей 70 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг электросвязи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов).

Решением от 03.04.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.10.07, с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 44 911 рублей 70 копеек. В иске к остальным ответчикам отказано. Судебные акты мотивированы тем, что расходы общества по предоставлению населению льгот по оплате услуг связи на основании Закона о социальной защите инвалидов в 2004 году составили 44 911 рублей 70 копеек. Отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат при наличии фактического предоставления льгот не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по их возмещению.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение от 03.04.07 и постановление от 09.10.07, принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что надлежащим представителем Российской Федерации по данному иску является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, которое выступает главным распорядителем бюджетных средств. Общество не предоставило доказательств, подтверждающих наличие убытков, противоправности действия Минфина, нарушения им обязательств. Минфин России в полном объеме исполнило свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год», Краснодарскому краю. Судебные инстанции не выяснили вопрос о полном и целевом расходовании выделенных Краснодарскому краю денежных средств из Фонда компенсаций.

В судебном заседании представители общества и Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциям, общество (исполнитель), Управление социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Гулькевичском районе (заказчик) и финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Гулькевичском районе (далее - финансовое управление) заключили договор от 01.01.04 № 87, в соответствии с которым заказчик обязался производить возмещение расходов истца на реализацию положений Закона о социальной защите инвалидов по абонентской плате  за телефон и  радио в пределах выделяемых средств.

Общество указывает, что в 2004 году  предоставило льготы по оплате за услуги связи и радио на общую сумму 599 903 рубля 76 копеек. Согласно пояснениям финансового управления из Федерального фонда компенсаций в счет возмещения расходов истца по предоставлению льгот выделено 300 тыс. рублей. Из краевого бюджета истец получил 229 тыс. рублей (т. 1, л. д. 31-32).

В связи с не возмещением расходов от предоставления в 2004 году льгот на услуги телефонной связи и радио в сумме 44 911 рублей 70 копеек общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд указал, что причиненные оператору связи убытки доказаны материалами дела и подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.

Между тем судебные инстанции не учли следующего.

В силу статьи 30 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 4 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В целях реализации федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства. Действие Правил продлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 № 85 и 14.02.04 № 80 на 2003 и 2004 годы.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать, что в случае если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, судебным инстанциям надлежало установить объем фактически выделенных субъекту Российской Федерации средств на реализацию Закона о социальной защите инвалидов и достаточность этих средств для возмещения убытков предприятий, оказывающих услуги населению по льготным ценам.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 16.09.03 № 4276/03 указал, что правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицам позволяет отнести правоотношения, возникшие между последним и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, к публичным. Поэтому при рассмотрении данной категории дел суд независимо от доводов сторон должен проверить размер предъявленной ко взысканию задолженности и наличие доказательств, подтверждающих фактические затраты предприятия.

Согласно статьям 65 - 89, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств не допускается, любое расходование бюджетных средств должно быть документально обоснованным и подтвержденным.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (статья 9). Доказательствами размера понесенных расходов являются первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот. Суду первой и апелляционной инстанциям надлежало проверить наличие первичной документации, подтверждающей факт оказания обществом услуг по оплате абонентской платы за пользование телефоном и радио льготным категориям граждан и их объем, исследовать их и оценить в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие размер понесенных обществом убытков, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, заявляющее требование о взыскании убытков, должно доказать факт причинения вреда, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными убытками, а также подтвердить размер убытков.

Поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что в связи с предоставлением льгот инвалидам, истец  понес убытки в сумме 44 911 рублей 70 копеек, не подтверждены надлежащими доказательствами,  сделаны по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, решение от 03.04.07 и постановление от 09.10.07 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо исследовать объем фактически оказанных обществом услуг льготной категории граждан, на основании первичных документов бухгалтерского учета установить размер не возмещенных обществу затрат, связанных с оказанием услуг по оплате абонентской платы за пользование телефоном и радио, исследовать объем финансирования субъекта Российской Федерации из федерального бюджета и распределение бюджетных средств, с учетом установленных обстоятельств определить лицо, несущее ответственность за понесенные обществом убытки, решить вопрос о распределении между сторонами расходов по оплате государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:  

    

решение от 03.04.07 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-25849/06-42/733 отменить,  дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:

файл-рассылка