• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2008 г. № Ф08-71/08

 Дело № А53-5528/2007-С2-11

[Суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого договора требованиям действующего законодательства, соблюдении при его предоставлении процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Отсутствие предварительной публикации о предоставлении КФХ земельного участка, при отсутствии сведений о наличии заявлений от других КФХ в отношении спорных земельных участков, само по себе не является основанием для признания оспариваемого договора аренды земельного участка недействительным]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - заместителя прокурора Ростовской области, в отсутствие заинтересованных лиц - администрации Семикаракорского района Ростовской области, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу заместителя прокурора Ростовской области на решение от 30.07.07 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.07 по делу № А53-5528/07-С2-11, установил следующее.

Заместитель прокурора Ростовской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к администрации Семикаракорского района Ростовской области (далее - администрация) о признании недействительным договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 08.06.05 № 117, заключенного администрацией и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Кирновой Л.А. (далее - глава КФХ); о применении последствий недействительности договора - обязании хозяйства вернуть администрации земельный участок с кадастровым номером 61:35:600021:0172 площадью 116 га, расположенный в 3 км к юго-востоку от х. Павлов Семикаракорского района.

Решением от 30.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.07, в иске отказано. Суды пришли к выводу, что договор аренды соответствуют требованиям действующего законодательства, допущенные органом местного самоуправления нарушения, связанные с отсутствием предварительного заблаговременного опубликования сведений о предоставленном главе КФХ земельном участке, при отсутствии сведения о наличии заявлений от других хозяйств в отношении спорных земельных участков, не могут являться основанием для признания оспариваемого договора аренды недействительным, поэтому не имеется оснований для применения последствий его недействительности в виде возврата спорного земельного участка администрации.

В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению прокурора, суды не дали надлежащей оценки нарушениям, допущенным администрацией при распоряжении землей сельскохозяйственного назначения:

- договор аренды земель сельскохозяйственного назначения заключен с главой КФХ без проведения конкурса и без публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемого в аренду земельного участка;

- невыполнение администрацией данного требования повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, которые не имели возможности подать заявление о предоставлении спорного земельного участка;

- согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство Кирновой Л.А. создано и зарегистрировано 15.01.03, т.е. до принятия Федерального Закона от 11.06.03 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что исключает необходимость выделения земельного участка в соответствии со статьей 12 Закона.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Изучив материалы дела и выслушав представителя прокуратуры, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Семикаракорска от 19.02.04 № 165 Кирновой Л.А. разрешено организовать крестьянское (фермерское) хозяйство и предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 100 га (пашня) из земель районного фонда перераспределения, для ведения крестьянского хозяйства.

Постановлением от 09.02.05 № 71 постановление администрации Семикаракорска от 19.02.04 № 165 г. признано утратившим силу, так как в результате проведения межевания площадь предоставляемого земельного участка составила 116 га.

Администрация (арендодатель) и глава КФХ (арендатор) 08.06.05 заключили договор № 117 аренды земельного участка, согласно которому хозяйству в аренду на 49 лет передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 116 га, расположенный в 3 км к юго-востоку от х. Павлов.

Прокурор, считая договор аренды заключенным с нарушением статьи 10 Федерального закона от 24.07.02 № 101-Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обратился с иском о признании его недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.02 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно указанной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

КФХ создано и зарегистрировано в указанном статусе 15.01.03. Основным видом деятельности хозяйства является выращивание зерновых и зернобобовых культур; дополнительными видами деятельности является выращивание картофеля, стволовых корнеплодных и клубневых культур с высоким содержанием крахмала и инулина, выращивание масличных культур и иное. Следовательно, КФХ имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления своей деятельности.

В кассационной жалобе прокурор ссылается на нарушение администрацией процедуры предоставления земельного участка. Указанный довод являлся предметом исследования судами и ему дана надлежащая правовая оценка. При этом суд исходил из того, что в силу требований закона орган местного самоуправления не вправе отказать в предоставлении КФХ земельного участка для осуществления его деятельности.

Кроме того, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче таких земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Вместе с тем ни прокуратурой, ни администрацией не представлены в материалы дела документы, свидетельствующие о наличии на момент обращения главы КФХ с заявлением о предоставлении спорных земельных участков заявлений от других КФХ. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого договора требованиям действующего законодательства, соблюдении при его предоставлении процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Отсутствие предварительной публикации о предоставлении КФХ земельного участка, при отсутствии сведений о наличии заявлений от других КФХ в отношении спорных земельных участков, само по себе не является основанием для признания оспариваемого договора аренды земельного участка недействительным, изъятии у хозяйства земли и прекращении его деятельности.

Довод заявителя о том, что глава КФХ зарегистрирован в данном качестве 15.01.03, то есть до принятия Федерального закона от 11.06.03. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и применение данного закона к спорным правоотношениям является неправомерным отклоняется ввиду того, что в материалах дела отсутствуют сведения, что глава КФХ был наделен землей к моменту принятия закона. С принятием данного закона у него появилось право на предоставление земельного участка. Статьей 12 Федерального закона предусмотрено, что изложенный в ней порядок предоставления земельных участков применяется не только для создания фермерского хозяйства, но и в целях осуществления его деятельности.

Виду того, что земельный участок предоставлен главе КФХ на основании постановлений от 19.02.04 № 165 и от 09.02.05 № 71, то есть после вступления Федерального закона от 11.06.03 № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в действие, суды обосновано применили его к спорным правоотношениям.

Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


на решение от 30.07.07 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.07 по делу № А53-5528/07-С2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка



































Номер документа: А53-5528/2007-С2-11
Ф08-71/08
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 06 февраля 2008

Поиск в тексте