• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2007 г. N Ф08-2726/2007

 Дело N А63-4745/2006-С7

 [В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт", заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.06 по делу N А63-4745/2006-С7, установил следующее.

ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее управление) от 09.02.06 N 42.

Решением от 23.06.06 в удовлетворении требования отказано в связи с законностью и обоснованностью предписания. Суд указал, что оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом в пределах полномочий.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.06 решение от 23.06.06 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу о неподведомственности дела арбитражному суду, поскольку спорное предписание не является ненормативным актом, так как не имеет экономического содержания и не направлено на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 23.10.06 и оставить в силе решение от 23.06.06. Заявитель указывает, что оспариваемое предписание является нормативным актом индивидуального характера, возлагает определенную обязанность на лицо, которому оно адресовано и влечет экономические последствия (не позволяет использовать неповеренные средства измерения, т. е. извлекать от их использования экономическую выгоду).

В отзыве на кассационную жалобу общество считает постановление суда апелляционной инстанции незаконным.

В судебном заседании представителей участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 23.10.06 необходимо отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 09.02.06 государственный инспектор управления провел проверку общества по вопросу соблюдения метрологических норм и правил при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций на автозаправочной станции N 88, расположенной по адресу: Предгорный район, 46 километр автодороги г. Минеральные воды - г. Кисловодск. В ходе проверки установлено, что на автозаправочной станции применяются неповеренные средства измерения - топливные резервуары в количестве 4 единиц. Указанное правонарушение зафиксировано в акте проверки от 09.02.06 N 58. На основании данного акта выдано предписание от 09.02.06 N 42 о немедленном устранении нарушений метрологических норм и правил.

Считая, что предписание противоречит действующему законодательству, нарушает права и интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и прекращая производство по делу, исходила из того, что спор о признании ненормативного акта управления не носит экономического характера и поэтому не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Суд апелляционной инстанции не учел следующего. Пунктами 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые проверки. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 3 статьи 9 указанного Закона).

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для предъявления заявления об оспаривании ненормативных актов необходимо наличие следующих условий:

во-первых, спор должен носить экономический характер. Следовательно, акт государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа должен затрагивать права юридического лица или гражданина-предпринимателя, связанные с осуществлением последними предпринимательской и иной экономической деятельности;

во-вторых, участниками названной категории споров являются: в качестве истцов - организации и граждане-предприниматели; в качестве ответчиков - государственные органы и их структурные подразделения, органы местного самоуправления (их подразделения), а также иные органы и должностные лица;

в-третьих, оспариваемый акт должен носить ненормативный характер - должен быть адресован конкретному лицу или группе лиц, содержать обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушать права и законные интересы указанных в нем лиц.

Указанное означает, что оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта.

Предписание от 09.02.06 N 42 является ненормативным правовым актом, вынесенным государственным органом, касающимся предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия для ее осуществления. Оспариваемое предписание выдано на основании акта проверки от 09.02.06 N 58.

Учитывая субъектный состав и характер возникших правоотношений, данный спор подведомственен арбитражному суду.

При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, дело направлению на рассмотрение в апелляционную инстанцию, так как апелляционная жалоба по существу не рассматривалась.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:


постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.06 по делу N А63-4745/2006-С7 отменить, дело направить для рассмотрения по существу в суд апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                        
              

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-4745/2006-С7
Ф08-2726/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 17 мая 2007

Поиск в тексте