• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2007 г. N Ф08-2236/2007

 Дело N А53-322/2007-С1-33

[Суд правомерно возвратил заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом,
так как установил, что хозяйство отвечает признакам недействующего юридического лица, налоговая служба не
 представила доказательств, необходимых для принятия заявления, в частности, свидетельствующих о
невозможности исключения должника из реестра в административном порядке]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 22.01.07 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-322/2007-С1-33, установил следующее.

Федеральная налоговая служба в лице и. о. начальника межрайонной инспекции N 3 Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Духановой Т.Н. (далее - налоговая служба) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника - крестьянского (фермерского) хозяйства "Надежда и К" (далее - хозяйство) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства. В обоснование заявления указано, что по состоянию на 27.12.06 за хозяйством значиться задолженность по обязательным платежам в размере 83 093 рублей, по пеням и штрафам -305 528 рублей. Общество по юридическому адресу не находится, хозяйственную деятельность не осуществляет.

Арбитражный суд Ростовской области определением от 22.01.07 возвратил заявление и приложенные к нему документы налоговой службе, сославшись на пункт 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 20.12.06 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".

Апелляционная инстанция постановлением от 28.02.07 оставила определение без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы уполномоченного органа (л. д. 47).

Федеральная налоговая служба в кассационной жалобе просит определение и постановление апелляционной инстанции, дело передать в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Заявитель указывает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права. Статья 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предоставляет уполномоченному органу право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом независимо от размера и наличия кредиторской задолженности. Закон о банкротстве определяет требования к заявлению уполномоченного органа о признании должника банкротом и перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению. Налоговой службе предлагается представить документы, не указанные в перечне. При рассмотрении вопроса о принятии заявления первой инстанцией не учтено, что установленный пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации юридических лиц) порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - реестр) недействующего юридического лица подлежит применению в исключительных случаях, в частности, при отсутствии задолженности по обязательным платежам, на что указано в письме Федеральной налоговой службы от 09.08.05 N ЧД-6-09/668@ "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.05 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"" (далее - письмо налоговой службы). Это письмо является нормативным актом федерального органа исполнительной власти, имеет юридическую силу. Суд апелляционной инстанции не рассмотрел все доводы апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа считает, что определение и постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Суд правомерно возвратил заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом, так как установил, что хозяйство имеет признаки недействующего юридического лица, налоговая служба не представила доказательств, необходимых для принятия заявления, в частности, свидетельствующих о невозможности исключения должника из реестра в административном порядке.

По мнению налоговой службы, заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом неправильно возвращено судом; не подлежит исключению из реестра в административном порядке недействующее юридическое лицо, имеющее задолженность по обязательным платежам; уполномоченный орган не обязан прилагать к заявлению требуемые судом документы.

Кассационная инстанция считает несостоятельными доводы налоговой службы о том, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили статью 21.1 Закона о регистрации юридических лиц и нормы Закона о банкротстве.

При применении указанных норм первая инстанция правомерно руководствовалась обязательными для арбитражного суда разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 и 3 постановления от 20.12.06 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснил, что исключение недействующего юридического лица из реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационная инстанция не находит оснований к отмене либо изменению определения и постановления апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


определение от 22.01.07 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-322/2007-С1-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                    

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А53-322/2007-С1-33
Ф08-2236/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 17 мая 2007

Поиск в тексте