ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. № Ф08-2766/2008
Дело № А32-2653/2008-30/40
[Вывод суда об отсутствии у общества обязанности в налоговом периоде, предшествующем переходу на специальный режим, восстановить принятый к вычету налог на добавленную стоимость по спорной продукции сделан без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для дела]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Кубаньсервис», от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новокубанску, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новокубанску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2008 по делу № А32-2653/2008-30/40, установил следующее.
ООО «Кубаньсервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новокубанску (далее - налоговая инспекция) от 23.10.2007 № 80 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у общества, перешедшего с 01.01.2007 на упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность восстанавливать правомерно принятый к вычету в 2006 году налог на добавленную стоимость. Налоговая инспекция не доказала факт использования сельскохозяйственной продукции в хозяйственной деятельности.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, поскольку с 01.01.2007 общество применяло упрощенную систему налогообложения, то в силу абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ) обязано восстановить принятый к вычету налог. Вывод суда об отсутствии доказательств использования заявителем сельскохозяйственной продукции в хозяйственной деятельности является недостаточно обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2006 по 01.01.2007, по результатам которой составлен акт от 19.09.2007 № 74 и принято решение от 23.10.2007 № 80. Данным решением обществу доначислено 44 086 рублей налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2006 года, 2 936 рублей 46 копеек пени, 12 497 рублей 60 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция указала, что в нарушение абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ) общество при переходе с 01.01.2007 на упрощенную систему налогообложения не восстановило к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость, принятый к вычету в 2006 году по счетам-фактурам от 23.05.2006 № 370, от 07.02.2006 № 88, от 06.02.2006 № 84, от 01.03.2006 № 169, от 31.05.2006 № 757. Данные счета-фактуры выставлены поставщиками товаров (работ, услуг), впоследствии использованных для производства сельскохозяйственной продукции (пшеница и подсолнечник). В бухгалтерском балансе организации на 01.01.2007 в разделе «Запасы» по строке 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» имеется сальдо на конец отчетного периода в сумме 1 899 848 рублей 67 копеек, в том числе, 305 650 рублей (продукция собственного производства - зерно урожая 2006 года, оприходованное в октябре 2006 года).
Считая решение налоговой инспекции от 23.10.2007 № 80 незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие у общества, не являющегося с 01.01.2007 плательщиком налога на добавленную стоимость, обязанности восстанавливать правомерно принятый к вычету в 2006 году налог на добавленную стоимость. Налоговая инспекция не доказала факт использования сельскохозяйственной продукции в хозяйственной деятельности.
Суд кассационной инстанции полагает вывод суда первой инстанции недостаточно обоснованным ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2007 общество перешло на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
Пунктом 19 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», вступившего в силу с 01.01.2006, внесены изменения в пункт 3 статьи 170 Кодекса.
Согласно абзацу 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Поскольку с 01.01.2007 общество применяет упрощенную систему налогообложения, то на него распространяются положения абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ).
Суд признал недоказанным факт использования обществом сельскохозяйственной продукции в хозяйственной деятельности.
Данный вывод суда не основан на доказательствах. В решении от 23.10.2007 № 80 налоговая инспекция ссылается на то, что в бухгалтерском балансе общества на 01.01.2007 в разделе «Запасы» по строке 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» имеется сальдо на конец отчетного периода в сумме 1 899 848 рублей 67 копеек, в том числе, 305 650 рублей (продукция собственного производства - зерно урожая 2006 года, оприходованное в октябре 2006 года). В материалы дела представлены книга покупок и книга продаж за 2006 год, которые суд не оценил и не недостаточно исследовал факт использования обществом сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, вывод суда об отсутствии у общества обязанности в налоговом периоде, предшествующем переходу на специальный режим, восстановить принятый к вычету налог на добавленную стоимость по спорной продукции сделан без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
При новом рассмотрении дела суду надлежит на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела установить, осуществляло ли общество в период применения упрощенной системы налогообложения операции, в отношении которых освобождено от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, а также дать оценку доводам налогового органа об использовании заявителем сельскохозяйственной продукции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2008 по делу № А32-2653/2008-30/40 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка