ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2008 г. № Ф08-3449/2008-1229А

Дело № А63-13916/2007-С7-21

[Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам
наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и
не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена
 к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава
 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества «Ставропольский бройлер», в отсутствие заинтересованного лица - территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного  разбирательства (почтовое уведомление № 85363), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Ставропольский бройлер» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16 января 2008 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2008 года по делу № А63-13961/2007-С7-21, установил следующее.

ЗАО «Ставропольский бройлер» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ставропольскому краю (далее - управление) от 13.09.2007 № 02-10/106 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением от 16 января 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16 апреля 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно привлечено к административной ответственности за осуществление выплат нерезиденту - физическому лицу по трудовому договору не через открытые в уполномоченном банке счета, а через кассу общества.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы указывает, что поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче иностранному гражданину наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законодательством и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в ходе проведенной сотрудником управления проверки деятельности общества на предмет соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, установлено, что 01.03.2006 между обществом и нерезидентом Джорджем Кристианом Де Коком заключен трудовой договор № 11 на срок до 31.12.2007. По указанному трудовому договору в период с 13.09.2006 по 23.07.2007 гражданин Джордж Кристиан Де Кок получил денежные средства на общую сумму 1 725 545 рублей 52 копейки. Результаты проверки отражены в акте от 31.08.2007.

Протоколом об административном правонарушении от 31.08.2007 по делу № 02-10/106 действия общества квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса.

Постановлением от 13.09.2007 № 02-10/106 общество привлечено к административной ответственности по указанной норме Кодекса в виде штрафа в размере 1 294 159 рублей 14 копеек. Постановление обжаловано обществом в арбитражный суд.

Часть 1 статьи 15.25 Кодекса предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 названного Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

В связи с изложенным выдача обществом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

Вместе с тем, исходя из части 1 статьи 15.25 Кодекса под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса.

В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации. Исходя из статьи 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных этим Законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством.

Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования.

Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса.

При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций не имели оснований для вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, в связи с чем оспариваемые судебные акты в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа                                                       

 ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16 января 2008 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2008 года по делу № А63-13961/2007-С7-21 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ставропольскому краю от 13.09.2008 № 02-10/106 о привлечении к административной ответственности ЗАО «Ставропольский бройлер».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка