ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2008 г. № Ф08-3642/2008

Дело № А15-218/2008

[Суд сделал правильный вывод о совершении обществом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и соблюдении министерством срока давности привлечения общества к административной ответственности
в отношении II и III кварталов 2007 года]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Шоввис» и заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Шоввис» на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу № А15-218/2008, установил следующее.

ООО «Корпорация Шоввис» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан (далее - министерство) от 24.01.2008 № 8 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа (уточненные требования).

Решением от 26.02.2008 постановление министерства от 24.01.2008 № 8 признано незаконным и отменено. В части отказа общества от требования о взыскании с заинтересованного лица судебных издержек производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что административный орган пропустил срок для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением апелляционного суда от 17.04.2008 решение от 26.02.2008 отменено в части признания незаконным и отмены постановления министерства от 24.01.2008 №  8 и в удовлетворении заявления в этой части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Постановление мотивировано тем, что общество правомерно привлечено к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за II и III кварталы 2007 года.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции - оставить в силе. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Министерство нарушило порядок привлечения общества к административной ответственности.

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21.01.2008 сотрудники министерства провели проверку общества по вопросу соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год и I, II, III кварталы 2007 года. Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 23.01.2008 № 2А. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.01.2008 № 0002А, его действия квалифицированы по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По материалам проверки министерство приняло постановление от 24.01.2008 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа. Данное постановление общество обжаловало в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения. Суд исходил из того, что согласно положениям Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - постановление Правительства № 632) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее - постановление Правительства № 344).

В пункте 1 постановления Правительства № 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду.

В приложении № 1 к постановлению Правительства № 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации. Пунктом 9 постановления Правительства № 632 предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Приказ № 557) установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, -  не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.

Из материалов дела следует, что общество имеет специализированный автомобильный рынок с размещением объектов торговли продуктами питания и магазинами, в результате деятельности общества образуются отходы производства и потребления, относящиеся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Материалы дела свидетельствуют, что общество не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год и I, II, III кварталы 2007 года.

Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, управление правильно квалифицировало действия заявителя по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу  административном правонарушении  не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.  

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал правильный вывод о совершении обществом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соблюдении министерством срока давности привлечения общества к административной ответственности в отношении II и III кварталов 2007 года.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Нормы права при разрешении спора применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа                                                       

 ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу № А15-218/2008  оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка