• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2008 г. № Ф08-3703/2008

Дело № А32-24317/2007-4/520

[Суд сделал правильный вывод о том, что обязанность по проведению возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодателем возложена на налоговые органы]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Сеферян А.С., заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю, третьего лица - государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу № А32-24317/2007-4/520, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Сеферян А.С. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) возвратить 24 121 рубль ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи» (далее - управление).

Решением суда от 11.02.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана по заявлению плательщика произвести зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2008 решение суда от 11.02.2008 отменено в части обязания налоговой инспекции возвратить предпринимателю 932 рубля ошибочно уплаченных страховых взносов. В удовлетворении требований в указанной части отказано. В остальной части судебный акт оставлен без изменения. Суд пришел к выводу о том, что за предпринимателем по данным управления числится переплата в размере 23 209 рублей, поскольку из ошибочно уплаченных страховых взносов сумма 932 рубля была зачтена в счет уплаты текущих начислений за 2007 год.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что суд неправильно применил статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под понятие налога, поэтому положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации к ним не применяются. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством у налоговых органов отсутствуют полномочия по осуществлению возврата (зачета) излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, указывая на их законность и обоснованность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель ошибочно перечислил 24 141 рубль на КБК 18210202030061000160 «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», тогда как следовало уплатить единый налог на вмененный доход.

В связи с этим предприниматель письмом от 30.10.2007 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов.

Налоговая инспекция решением от 12.11.2007 № 12-10-452 отказала заявителю в возврате спорной суммы.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налоговой инспекции возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов.

При рассмотрении спора суд исходил из того, что налоговая инспекция является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и поэтому обязана по заявлению плательщика произвести возврат излишне уплаченных денежных средств.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодателем возложена на налоговые органы, не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы об отсутствии у налоговой инспекции полномочий по проведению возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются необоснованными.

При указанных обстоятельствах оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалованных судебных актов не имеется.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с налоговой инспекции следует взыскать государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 тыс. рублей.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу № А32-24317/2007-4/520 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 тыс. рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-3703/2008
А32-24317/2007-4/520
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 02 июля 2008

Поиск в тексте