ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                   

от 9 апреля 2008 г. № Ф08-1801/2008

 Дело № А32-17179/2007-22/259

[При рассмотрении дела следует учитывать вид функционального использования земли,
 а не организационно-правовую форму объекта здравоохранения]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества «Швейная фабрика "Славянская"», от ответчиков - администрации Славянского городского поселения, администрации муниципального образования Славянский район, Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям Славянского района, в отсутствие Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Швейная фабрика "Славянская"» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2007 по делу № А32-17179/2007-22/269 , установил следующее.

ОАО «Швейная фабрика "Славянская"» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район (далее - управление), Отделению по Славянскому району Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, администрации Славянского городского поселения о взыскании задолженности по договору купли-продажи земельного участка от 24.10.2006 в сумме 2 995 027 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 62 895 рублей.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило требования и просило взыскать с управления и администрации Славянского городского поселения основной долг в размере 2 995 027 рублей, от остальных требований отказалось и отказ принят судом.

Решением от 12.12.2007 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что цена земельного участка по договору купли-продажи от 24.10.2006 определена на основании действующих на момент его заключения законов и нормативных правовых актов.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение. По мнению заявителя, при расчете выкупной стоимости ошибочно применена налоговая ставка в размере 1,5% как за земли, находящиеся под объектами оздоровительного  и рекреационного значения. Суд не принял во внимание, что земельный участок, находящийся под бальнеологической лечебницей, относится к землям под объектами здравоохранения. Для указанной категории земель ставка налога составляет 0,3%, с учетом этого кадастровая стоимость земельного участка составляет 748 756 рублей 76 копеек. В то же время общество произвело оплату указанной в договоре цены - 3 743 783 рубля 81 копейку, и задолженность ответчиков составляет 2 995 027 рублей.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, представители управления и администрации муниципального образования Славянский район, администрации Славянского городского поселения просили оставить решение без изменения как законное и обоснованное.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управлением и обществом 24.10.2006 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 14 771 кв. м, расположенного по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Отдельская, 328 под МУП Славянская бальнеологическая лечебница «Приазовье». Категория земель - земли поселений.

Согласно пункту 2.1 договора цена земельного участка составляет 3 743 783 рубля 81 копейка.

В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При определении цены земельного участка по договорам, заключаемым в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве базового элемента этой цены необходимо использовать ставку земельного налога, установленную действующим законодательством.

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации ставка земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не выше 1,5% от кадастровой стоимости участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли продажи.

Решением Совета муниципального образования Славянское городское поселение от 03.11.2005 №7 «Об установлении земельного налога» на территории Славянского городского поселения установлены налоговые ставки для земель:

- 0,3% - для учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта;

- 1,5% - под объектами оздоровительного и рекреационного назначения.

Отказав в удовлетворении иска, суд сделал вывод, что на момент заключения договора купли продажи земельного участка бальнеологическая лечебница «Приазовье» не являлась учреждением здравоохранения, а являлась объектом оздоровительного назначения - МУП «Славянская бальнеологическая лечебница "Приазовье"», и при расчете выкупной цены спорного земельного участка ставка земельного налога в размере 1,5% применена правильно.

Между тем суд в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценки заключению филиала ОАО «Земельные ресурсы» к расчету земельного налога за спорный земельный участок от 06.06.2007 (л. д. 108). В заключении указано, что в соответствии с Перечнем видов функционального использования земель, установленным для ГКОЗ поселений, спорный участок относится к 6 группе как земли под объектами здравоохранения (земельные участки грязелечебниц). Исходя из расчетов, кадастровая стоимость земельного участка, учтенного в базе ЕГРЗ с кадастровым номером 23:48:01 02 007:0006, площадью  14 771 кв. м, расположенного по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Отдельская, 328, составляет 24 958 558 рублей 70 копеек. Согласно статье 6 пункта 3 решения Совета муниципального образования Славянское городское поселение от 03.11.2005 №7 «Об установлении земельного налога» применению подлежит ставка 0,3% от кадастровой стоимости участка. Сумма земельного налога за земельный участок составляет 74 875 рублей 70 копеек.

Из сообщения Инспекции ФНС по г. Славянску-на-Кубани от 18.05.2007 (л. д. 46) следует, что ставка земельного налога по спорному участку составляет 0,3% от кадастровой стоимости. В деле имеются документы, подтверждающие уплату истцом земельного налога по указанной ставке. Указанные доказательства также оставлены судом без соответствующей оценки, что является основанием для отмены решения. При новом рассмотрении дела следует учитывать вид функционального использования земли, а не организационно-правовую форму объекта здравоохранения (л. д. 22)

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2007 по делу № А32-17179/2007-22/269 отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка