ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                            

от 14 апреля 2008 г. № Ф08-1630/2008

 Дело № А32-526/2006-6/1

[Суд правомерно удовлетворил требования оператора связи о взыскании убытков, возникших в связи с
предоставлением льгот по оплате услуг связи, за счет средств казны Российской Федерации]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания», от ответчиков: Министерство финансов Российской Федерации, Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2008 по делу № А32-526/2006-6/1, установил следующее.

ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Крымского узла электросвязи Северского ЛТЦ филиала «Кубаньэлектросвязь» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Управлению Департамента социальной защиты населения Краснодарского края о взыскании 721 958 рублей 21 копейки убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам в 2003 году льгот по абонентской плате за пользование телефоном (далее - услуги электросвязи) в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах). В качестве третьих лиц привлечены: Управление социальной защиты населения станицы Северской и Северского района Краснодарского края, Финансовое управления Департамента по финансам бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе.

Определением от 28.02.2006 арбитражный суд исключил из числа лиц участвующих в деле Управление социальной защиты населения станицы Северской и Северского района Краснодарского края в связи с его ликвидацией (т. 2, л. д. 38).

Определением от 22.02.2007 арбитражный суд уточнил наименование истца на открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания» в лице Приморского узла электросвязи Краснодарского филиала (т.2, л. д. 92).

Определением от 12.10.2007 арбитражный суд уточнил наименование истца на открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания» в лице Краснодарского филиала - структурное подразделение Центральный узел электросвязи, привлек к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (т.2, л. д. 153).

Решением от 17.01.2008 суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества 721 958 рублей 21 копейку убытков, отказал в иске в отношении Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамента по финансам бюджету и контролю Краснодарского края, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Управления Департамента Социальной защиты населения Краснодарского края. Судебный акт мотивирован тем, что обществу не возмещены затраты, связанные с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных Законом о ветеранах. В результате отсутствия финансирования денежных средств из федерального бюджета, истцу причинены убытки, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (т. 3, л. д. 80).

Министерство финансов Российской Федерации в кассационной жалобе просит решение отменить, в иске отказать. Заявитель указывает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу. Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Закона о ветеранах, являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Выделенные денежные средства на реализацию льгот, в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2003 год», Министерство финансов Российской Федерации полностью перечислило Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Главный распорядитель бюджетных средств имел право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации лишь осуществляло перечисление Министерству труда и социального развития Российской Федерации денежных средств, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «ЮТК», Департамент социальной защиты населения Краснодарского края возражают против ее удовлетворения, считают решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Оценив представленные в подтверждение заявленных требований  доказательства, суд первой инстанции установил, что в соответствии с Законом о ветеранах в 2003 году общество предоставило гражданам льготы по абонентской плате за пользование телефоном, затраты в сумме 721 958 рублей 21 копейка не возмещены и составляют сумму убытков. Данные выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспариваются участвующими в деле лицами. В целях подтверждения правомерности исчисления суммы затрат общества в 2003 году, не возмещенных из бюджета, судом по ходатайству истца назначено проведение аудиторской экспертизы, исследованы первичные документы.

Министерство финансов Российской Федерации в кассационной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком по делу.

Кассационная инстанция не может принять указанный довод во внимание.

Согласно решению убытки взысканы не с Министерства финансов Российской Федерации, а за счет средств казны Российской Федерации. При разрешении спора суд правомерно исходил из того, что ответчиком по делу является не орган государственной власти, а Российская Федерация.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 22.08.06 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление пленума № 23) разъяснил, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Законом о ветеранах определен Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963 в редакции постановления от 10.02.03 № 85 (далее - Правила).

В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно, в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.

Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Суд первой инстанции установил, что соответствующие органы в пределах лимитов возместили расходы, связанные с предоставлением льгот. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2003 году превысили выделенные ассигнования.

Поскольку спорные расходы в силу названных норм подлежат возмещению из федерального бюджета, суд правомерно взыскал задолженность за счет казны Российской Федерации.Министерство финансов Российской Федерации участвовало в суде в качестве представителя Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации не могло участвовать в суде от имени Российской Федерации, поскольку согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

В пункте 2 постановления пленума № 23 разъяснено, что в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования

Проверив законность судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения решения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:  


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2008 по делу  № А32-526/2006-6/1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.  

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:

файл-рассылка