ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2007 г. N Ф08-8368/2007

Дело N А63-2662/2007-С3

[Суд правомерно взыскал с казны Российской Федерации в пользу общества убытки, возникшие в
связи с предоставлением услуг горячего водоснабжения гражданам, имеющим льготы по их оплате]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" и ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09. 07 по делу N А63-2662/2007-С3, установил следующее.

ГУП "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" ( далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края) и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о взыскании 243 673 рублей 34 копеек убытков, понесенных в феврале ноябре 2004 г. в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).

Решением от 04.09.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 243 673 рублей 34 копеек убытков, к остальным ответчикам в иске отказано. Суд указал, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета в 2004 году средств на реализацию Закона обязанность по возмещению предприятия неполученных доходов ввиду предоставления предусмотренных Законом льгот лежит на Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение. По мнению заявителя, суд не применил нормы материального права, в силу которых расходы общества финансируются за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципального образования с последующей компенсацией из средств федерального бюджета. Порядок такой компенсации относится к бюджетным правоотношениям и не может быть предметом спора в арбитражном суде.

Предприятие в отзыве просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. От иных лиц отзывы на жалобу в суд не поступили.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что оспариваемое решение суда надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 12.03.04 предприятие и управление труда и социальной защиты населения Минераловодской территориальной государственной администрации Ставропольского края заключили договор N 145, в соответствии с которым предприятие обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате тепловой энергии в соответствии с Законом, а управление - возмещать обществу фактически понесенные затраты, связанные с предоставлением льгот, в пределах выделенных из бюджета денежных средств и утвержденных управлению на эти цели лимитов бюджетных обязательств. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04. Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за отопление и горячее водоснабжение. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в феврале - ноябре 2004 года в связи теплоснабжением указанной категории потребителей по льготным ценам, предприятие обратилось с иском о взыскании с ответчиков 243 673 рубля 34 копейки. Факт предоставления льгот населению Минераловодского района и размер убытков предприятия подтверждаются актами сверок расчетов, реестрами граждан, пользовавшихся льготой в спорный период, копиями удостоверений и справок льготников, актами сверки, подписанными предприятием и управлением, выставленными управлению счетами-фактурами на оплату понесенных расходов, справкой о задолженности федерального бюджета, составленной Краевой инвентаризационной комиссией с участием истца от 15.07.05. Указанные обстоятельства, установленные судом, заявитель жалобы не оспаривает. Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона о реабилитации порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При рассмотрении спора суд установил, что Минфин края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из реестров Минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона) следует, что все денежные средства, поступившие Минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району. Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период Минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета. В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции , суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию. Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункты 17, 18 постановления). Спор связан со взысканием убытков при осуществлении истцом экономической деятельности и является подведомственным арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.07 по делу N А63-2662/2007-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка