• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2008 г. № Ф08-2618/2008

 Дело № А53-11029/2007-С3-17

[Суд признал неправомерным списание железной дорогой денежных средств с лицевого счета истца в ТехПД]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога», в отсутствие истца - открытого акционерного общества «Рефсервис», надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу Арбитражного суда Ростовской области № А53-11029/2007-С3-17, установил следующее.

ОАО «Рефсервис» (далее - общество) обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (далее - железная дорога) о взыскании неправомерно списанной в период с августа по сентябрь 2006 года с лицевого счета платы за пользование вагонами на путях общего пользования в размере 7 774 670 рублей 55 копеек. В обоснование требования указано на отсутствие как оснований для начисления платы за пользование вагонами, так и списания денежных средств с лицевого счета, поскольку указанная плата не связана с перевозкой грузов.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2007 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия ответчика соответствуют требованиям Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав), пункту 12 Тарифного руководства № 2, которым предусмотрена возможность взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных подъездных путей (т. 2, л. д. 49 - 52).

Общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило отменить решение суда от 16.11.2007. В процессе рассмотрения апелляционной жалобы общество уточнило размер требований и просило взыскать 7 385 072 рубля 25 копеек, отказавшись от взыскания 389 598 рублей 30 копеек (т. 2, л. д. 161).

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 решение от 16.11.2007 отменено, с железной дороги в пользу общества взыскано 7 385 072 рубля 25 копеек неосновательного обогащения, в части требований о взыскании 389 598 рублей 30 копеек производство по делу прекращено. Суд указал, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагона. На станции Белореченская отстаивались собственные вагоны истца. Действия железной дороги по взысканию спорной суммы, не связанной с перевозкой грузов, неправомерны.

В кассационной жалобе железная дорога просит отменить апелляционное постановление от 18.02.2008 в связи с неправильным применением судом норм материального права и оставить в силе решение от 16.11.2007. По мнению заявителя, суд ошибочно не применил к рассматриваемому спору пункт 12 Тарифного руководства № 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, указывая, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель железной дороги повторил доводы жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя железной дороги, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

При рассмотрении дела апелляционный суд установил следующее. По договору от 27.03.2006 № 23/19 железная дорога приняла на себя обязательства организовывать за плату перевозки грузов в подвижном составе, находящемся в собственности общества или принадлежащем ему на ином вещном праве. В период с августа по сентябрь 2006 года с лицевого счета истца в ТехПД в качестве платы за пользование вагонами списаны денежные средства, в том числе спорные 7 385 072 рубля 25 копеек. Факт списания подтвержден счетами-фактурами и перечнями железнодорожных документов, и железной дорогой не оспорен. Начисление и списание указанной суммы произведено железной дорогой за нахождение вагонов истца на путях общего пользования на невыделенной под отстой станции Белореченская. При этом в качестве правового основания для списания платы за пользование вагонами железная дорога указывает статью 39 Устава и пункт 12 Тарифного руководства № 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12.

Полагая, что списание указанной суммы с лицевого счета в ТехПД произведено неправомерно, общество обратилось в суд с требованием о взыскании с ответчика указанной суммы как неосновательного обогащения.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В соответствии с пунктом 1 утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифного руководства № 2) за время нахождения вагонов, контейнеров железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство № 2 предусматривает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта. Данное тарифное руководство устанавливает только размеры платы, но не порядок и основания ее взимания.

Отношения, возникающие между грузополучателем и перевозчиком (железной дорогой) при простое вагонов в ожидании погрузки на путях общего пользования по причинам, зависящим от таких грузополучателей, регулируются Уставом (статья 39 Устава).

Статья 39 Устава непосредственно не содержит указаний о порядке определения ставок оплаты за пользование вагонами.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Между тем заключенный сторонами договор от 27.03.2006 № 23/19.01.02.2006 не регулирует вопрос о взимании платы за простой вагонов, принадлежащих истцу, во время их нахождения на путях общего пользования, не определяет размер такой платы; в нем отсутствует отсылка при определении размера данной платы к Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.

Апелляционный суд правомерно исходил из того, что начисление железной дорогой платы, не связанной с перевозкой грузов, в данном случае произведено необоснованно. Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу ответчика при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера.

Поскольку плата за пользование вагонами в сумме 7 385 072 рублей 25 копеек списана железной дорогой с лицевого счета истца в ТехПД без каких-либо правовых оснований, суд правомерно удовлетворил заявленные требования на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Железная дорога вправе иным образом защитить свое нарушенное право, обратившись с соответствующим иском в суд.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по кассационной жалобе следует отнести на подателя жалобы - железную дорогу.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу Арбитражного суда Ростовской области № А53-11029/2007-С3-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка














Номер документа: А53-11029/2007-С3-17
Ф08-2618/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 16 мая 2008

Поиск в тексте