ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2007 г. N Ф08-2653/2007

 Дело N А32-34542/2004-58/841-2006-53/455

 [Закон N 167-ФЗ не содержит норм, предусматривающих возможность освобождения лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Туапсе", заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Игнатенко Е.Л., рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Туапсе" на решение от 24.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 16.02.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-34542/2004-58/841-2006-53/455, установил следующее.

Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туапсе" (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Игнатенко Е.Л. 1 800 рублей задолженности по страховым взносам за 2003 год и 81 рубля пеней за их несвоевременную уплату.

Определением суда от 24.11.04 производство по делу прекращено в связи с отсутствием предмета спора. Определение мотивировано тем, что заинтересованное лицо уплатило взыскиваемую сумму задолженности после обращения управления с заявлением в суд.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.06 данное определение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение для проверки наличия у Игнатенко Е.Л. в 2003 году статуса индивидуального предпринимателя.

Решением суда от 24.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.02.07, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Игнатенко Е.Л. является инвалидом третьей группы, получает пенсию по инвалидности и освобожден от уплаты страховых взносов. Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что на момент рассмотрения спора задолженность по страховым взносам заинтересованным лицом погашена.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение от 24.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 16.02.07, в которой просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, фиксированный платеж на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения страхователями, в том числе и предпринимателямиинвалидами.

Игнетенко Е.Л. представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление направило Игнатенко Е.Л. требование от 31.03.04 N 212 об уплате задолженности по страховым взносам за 2003 год в сумме 1800 рублей и 81 рубль пеней за просрочку уплаты. Поскольку предприниматель в установленный срок требование не исполнил, управление обратилось в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд сослался на пункт "в" статьи 6 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год", указав, что Игнатенко Е.Л. является инвалидом третьей группы без переосвидетельствования и освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167- ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц (100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии) и является обязательным для уплаты. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей установлена с 1 января 2002 года.

Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Закон N 167-ФЗ не содержит норм, предусматривающих возможность освобождения лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится законом в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, получения дохода или наличия инвалидности.

Таким образом, обязанность предпринимателя уплачивать страховые взносы возникает в силу закона. Только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Об этом указано также в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.04 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (пункт 4).

Правильность такого вывода подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 N 164-О.

Вывод судебных инстанций, основанный на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П, является неправомерным, поскольку данное Постановление не распространяется на Закон N 167-ФЗ, регулирующий новый вид правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяющий правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что требования управления не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Из материалов дела видно, что основанием для обращения управления в арбитражный суд послужило наличие у Игнатенко Е.Л. недоимки по страховым взносам за 2003 год в сумме 1800 рублей, из них 1200 рублей на финансирование страховой части трудовой пенсии и 600 рублей - на финансирование накопительной части, а также 81 рубля пеней за их несвоевременную уплату.

Суд апелляционной инстанции установил, что указанная сумма страховых взносов и пеней уплачена заинтересованным лицом 17.11.04, что подтверждается квитанциями N 005 и N 006 (т. 1, л. д. 12). Согласно реестру поступления платежей от страхователя за период с 01.01.02 по 31.12.06 платежи в полном объеме поступили в Пенсионный фонд 19.11.04. Довод управления о том, что сумма перечислена Игнатенко Е.Л. как страховые взносы, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также о наличии задолженности по страховым взносам за 2002 и 2004 год, обоснованно отклонен апелляционной инстанцией.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ). Неправильное указание в расчетном документе кода бюджетной классификации не является основанием для начисления задолженности.

Требование о взыскании недоимки за 2002 и 2004 годы в рамках настоящего дела управлением не заявлено.

Кроме того, у Игнатенко Е.Л. в 2003 году отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 N 164-О, N 165-О, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, N 165-О вступили в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда произвел начисление страховых взносов.

Согласно материалам дела, Игнатенко Е.Л. 1949 года рождения. Таким образом, он не должен был уплачивать в 2003 году страховые взносы, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Поскольку ошибочные выводы судебных инстанций не привели к принятию неправильных судебных актов, кассационная жалоба управления не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение от 24.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 16.02.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-34542/2004-58/841-2006-53/455 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со  дня  его  принятия.

                                     

текст документа сверен по:

файл-рассылка