ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2007 г. N Ф08-2504/2007

Дело N А61-1019/2006-7

 [Непредставление справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии заявителя открытого акционерного общества "Электроцинк", заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электроцинк" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.02.07 по делу N А61-1019/2006-7, установил следующее.

ОАО "Электроцинк" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия - Алания (далее управление) от 30.05.06 по делу N 90-06/269 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 90-06/269 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса.

Решением от 20.11.06 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление управления от 30.05.06 по делу N 90-06/269 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу об административном правонарушении N 90-06/269.

Суд указал, что фактически товар пересек границу Российской Федерации в декабре 2005 года и в марте 2006 года, справка о подтверждающих документах представлена 03.03.06, следовательно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.

Апелляционная инстанция постановлением от 13.02.07 отменила решение суда от 20.11.06 и отказала обществу в удовлетворении требований. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество справку о подтверждающих документах в уполномоченный банк представило за пределами 15-дневного срока после окончания месяца, в течение которого по контракту осуществлен вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.02.07, принять по делу новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление управления, а также прекратить производство по административному правонарушению. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении решения не учтены информационные и разъяснительные письма Банка России, которые в совокупности и в системной связи с действующими нормативными актами свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит постановление суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, повторили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество заключило с компанией "Umcor AG" (Швейцария) внешнеторговый контракт от 27.04.05 N UE-206/1305, оформило паспорт сделки N 05050002/3292/0000/1/0. Во исполнение контракта от 27.04.05 N UE-206/1305 общество поставило компании "Umcor AG" металлический свинец и цинково-алюминиевый сплав. В ноябре 2005 года в адрес покупателя направлен товар на общую сумму 1467508,02 доллара США, что подтверждается представленными ГТД.

Управление провело проверку общества по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что обществом не соблюдены сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям. По результатам проверки по факту непредставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах составлен протокол об административных правонарушениях от 23.05.06 N 10-01-07/1723, вынесено постановление от 30.05.06 N 90-06/269 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 40 тыс. рублей штрафа.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 30.05.06 N 90-06/269. В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения). Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).

На основании пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.04 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" резиденты при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона (а именно документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).

Согласно пункту 1.1 Положения его действие распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Таким образом, непредставление справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу данной нормы несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Наличие установленного предельного срока исполнения обязанности по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности означает, что правонарушение окончено на следующий день после истечения указанного срока. В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении. При этом в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из протокола об административном правонарушении от 23.05.06 N 10-01-07/1723 следует, что срок представления справки в уполномоченный банк истек 15.12.05. Общество представило справку 03.03.06. Суд кассационной инстанции принимает довод общества о том, что управление неверно установило дату наступления у общества обязанности представления в банк справки о подтверждающих документах, поскольку дату вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации следует исчислять не от даты разрешения вывоза товара, а от даты фактического вывоза товара. Вместе с тем указанное не привело к принятию незаконного судебного акта, поскольку и при исчислении даты наступления у общества обязанности предоставления в банк справки о подтверждающих документах от даты фактического вывоза товара срок предоставления справки в уполномоченный банк общество нарушило.

Кроме того, суд правомерно указал, что по некоторым ГТД, перечисленным в справке, по которым товар вывезен 06.03.06, справка о подтверждающих документах подана заблаговременно, до вывоза товара, т. е. до момента, с которым Положение связывает возникновение обязанности подачи такого документа.

Доводы жалобы о личной заинтересованности руководителя управления Боцоева Р.В. в принятии оспариваемого постановления не подтверждены надлежащими доказательствами. Общество, указывая в кассационной жалобе на незаконность оспариваемого постановления и нарушения действующего законодательства при сборе доказательств и привлечении к административной ответственности, выражает несогласие с оценкой судом имеющихся в деле доказательств. Однако переоценка доказательств не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции.

Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.02.07 по делу N А61-1019/2006-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                    

текст документа сверен по:

файл-рассылка