• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2008 г. № Ф08-463/08-146А

 Дело № А32-12913/2007-63/296

[Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Акимовой Татьяны Ивановны и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.07 по делу № А32-12913/2007-63/296, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Акимова Татьяна Ивановна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) по отказу в возврате предпринимателю излишне уплаченных 32 232 рублей страховых взносов и обязании налоговой инспекции произвести возврат указанных денежных средств, а так же о признании незаконными действий налоговой инспекции по взысканию штрафа в размере 5000 рублей и обязании возвратить 5000 рублей.

Решением от 22.10.07 заявление предпринимателя удовлетворено. Судебный акт мотивирован следующим: материалами дела доказан факт переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 232 рублей; полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов возложены на налоговые органы. В части возврата штрафа в размере 5000 рублей суд пришел к выводу о том, что поскольку решение налоговой инспекции отменено решением вышестоящего налогового органа, то правовые основания для взыскания и оплаты штрафа по отмененному решению отсутствуют.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.10.07 в части возврата 32232 рублей страховых взносов и отказать в удовлетворении требований предпринимателя. Заявитель указывает, что содержание Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) свидетельствует о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов, являются законными.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предпринимателем допущена переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 32 232 рублей, а именно: по квитанции от 11.12.06 на сумму 31 532 рублей и по состоянию расчетов на 15.01.07 переплата по фиксированному платежу (накопительная часть) составила 32 232 рублей.

Заявлениями от 11.12.06 и 05.03.07 предприниматель просил налоговую инспекцию перевести деньги, ошибочно перечисленных предпринимателем на счет 1810202040061000160 фиксированный платеж (накопительная) часть ОКАТО: 03403000000 в сумме 32 232 рублей на ее лицевой счет.

Письмами от 19.12.06 № 1903 и от 16.04.07 № 397 налоговый орган отказал в проведении зачета, указав, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов и не установлен порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов.

Не согласившись с действиями налоговой инспекции, предприниматель обратился в суд. Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался тем, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей. Пунктом 13 этой статьи предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При рассмотрении дела суд обоснованно отклонил довод заинтересованного лица о неприменении к спорным правоотношениям положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда признаны налоговые органы. Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.04 № 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Закону № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.04 № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, и удовлетворил заявленные требования.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.06 № 4240/06.

В остальной части решение суда не обжалуется.

Правовые основания для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:


решение от 22 октября 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-12913/2007-63/296 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка






Номер документа: А32-12913/2007-63/296
Ф08-463/08-146А
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 20 февраля 2008

Поиск в тексте