ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         

от 18 февраля 2008 г. № Ф08-482/08-166А

Дело № А53-2149/2007-С6-27

[Судебные акты противоречивы в отношении выводов и обстоятельств, связанных
с подтверждением обществом права на применение ставки НДС 0 процентов]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества «ТЗК-АВИА», от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону, в отсутствие третьего лица - Ростовской таможни, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону на решение от 03.09.07 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-2149/2007-С6-27, установил следующее.

Закрытое акционерное общество «ТЗК-АВИА» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция; налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 31.01.07 № 287/04/1-3444 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением от 09.06.07 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по ходатайству общества привлек к участию в деле Ростовскую таможню (далее - таможня) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением суда от 03.09.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.07, решение налоговой инспекции от 31.01.07  № 287/04/1-3444 признано недействительным в части отказа в возмещении  1 311 941 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС); в удовлетворении остальной части заявленных требований общества отказано. В части обязания возместить обществу путем зачета из федерального бюджета налог на добавленную стоимость по декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 года в размере 1 551 320 рублей производство по делу прекращено.

Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган не подтвердил доказательствами обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о необоснованности получения обществом налоговой выгоды, наличие в действиях общества и его контрагентов согласованных действий, направленных на незаконное изъятие денежных средств из бюджета.   

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению заявителя жалобы, общество не подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов, поскольку в налоговую инспекцию не представлены копии выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки, и копии товарных и товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз товара.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Ростовская таможня отзыв на кассационную жалобу не представила.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как видно из материалов дела, 20.09.06 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 года, а также документы, обосновывающие применение указанной ставки НДС: соглашение № 281/01, заключенное с «Австрийская авиакомпания»; соглашение № 282/02, заключенное с авиакомпанией «Дойче Люфтганза АГ»; контракт от 07.08.03 № 48/01, заключенный с ООО Авиокомпания «Армавиа»; контракт от 07.08.03 № 47/01, заключенный с НАК «Узбекистон Хаво Йуллари»; заявки; расходные ордера; копии платежных поручений.

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов за август 2006 года. По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 31.01.07 № 287/04/1-3444, которым обществу отказано в возмещении 1 551 320 рублей НДС за август 2006 года; признано необоснованным прнименение ставки налога 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 10 158 293 рублей.  

Основанием для принятия указанного решения послужила неподтвержденность факта экспорта припасов, поскольку общество не представило в налоговую инспекцию выписки банков, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного покупателя, и транспортные, товаросопроводительные документы с отметками таможенного органа о вывозе припасов.

Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая судебные акты, суд не исследовал полно и всесторонне значимые для дела обстоятельства.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.

В силу статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, налогоплательщиком представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя  указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 165 Кодекса такие документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением декларации.

Одним из условий возмещения из бюджета суммы НДС является подтверждение экспортной операции. Налогоплательщик, претендующий на такое возмещение, обязан доказать обстоятельства, связанные с экспортом товаров, в том числе факт оплаты иностранным покупателем экспортированного товара.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации доказательством оплаты иностранным покупателем товара, реализованного на экспорт, является выписка банка, свидетельствующая о фактическом поступлении выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке.

Суд не оценил довод налоговой инспекции о том, что общество ни в момент представления декларации, ни позже не представило в налоговую инспекцию выписок банка в подтверждение поступления выручки. Суд также не установил причины непредставления этих выписок. Указанные обстоятельства подлежат исследованию при новом рассмотрении спора.

Из содержания решения налоговой инспекции видно, что обществу отказано в применении налоговых вычетов по мотиву неподтвержденности права на применение ставки 0 процентов по НДС.

Суд, частично удовлетворяя заявленные требования общества, сделал вывод об обоснованном применении обществом налоговых вычетов НДС в сумме 1 311 941 рубля. Вместе с тем, суд отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным решения налоговой инспекции в части выводов налоговой инспекции о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0 процентов по  НДС.

Между тем, в силу положений абзаца 1 пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации  (действовавшей в 2006 году редакции) вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165  Кодекса.

Судебные акты противоречивы в отношении выводов и обстоятельств, связанных с подтверждением обществом права на  применение ставки 0  процентов по НДС.

Суд считает необоснованным применение ставки 0 процентов по НДС по припасам, реализованным авиакомпании «Австрийским авиалиниям» - в полном объеме, реализованным авиакомпаниям «Дойче Люфтганза», НАК «Узбекистон Хаво Йуллари» и «Армавия» - частично, о0днако отказывает обществу в признании решения налоговой инспекции незаконным  в части отказа в применении ставки 0 процентов в полном объеме. При этом суд  не установил размер сумм реализации по каждому покупателю, в том числе сумм, по которым признал обоснованным применение ставки 0 процентов, что необходимо сделать при новом рассмотрении спора.

В части требований об обязании возместить обществу  путем зачета НДС из федерального бюджета суд немотивированно прекратил производство по делу и не указал  наличие оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

При новом рассмотрении спора суду надлежит учесть изложенное, определить действительную волю общества относительно предмета оспаривания, полно и всесторонне исследовать обстоятельства, послужившие основанием к принятию налоговой инспекцией решения, в том числе исследовать периоды совершения хозяйственных операций по каждому покупателю.

Руководствуясь  статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.09.07 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-2149/2007-С6-27 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка