• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2008 г. № Ф08-2496/2008

 Дело № А15-355/07

[Для правильного разрешения спора о возврате в республиканский бюджет выделенных денежных средств суд должен был установить, за счет каких средств (федерального бюджета или бюджета Республики Дагестан) должны были выполняться спорные работы. В частности, необходимо было выяснить, были ли направлены указанные работы на поддержание защитных водооградительных валов в обычном эксплуатационном состоянии или эти работы носили чрезвычайный характер]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей Правительства Республики Дагестан, Федерального государственного учреждения «Дагводресурсы», Министерства финансов Республики Дагестан, Территориального управления Федерального агентства федерального имущества по Республике Дагестан, Федерального агентства водных ресурсов и Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 по делу № А15-355/07, установил следующее.

Правительство Республики Дагестан обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФГУ «Дагводресурсы» (далее - учреждение) о взыскании в пользу бюджета Республики Дагестан 23 400 000 рублей. Определениями 24.04.2007 и от 13.07.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Республики Дагестан и Территориальное управление Федерального агентства федерального имущества по Республики Дагестан (далее - ТУ ФАУФИ по Республике Дагестан).

Решением от 21.08.2007 иск удовлетворен.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2007 решение от 21.08.2007 отменено на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм процессуального права. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечены Федеральное агентство водных ресурсов и Министерство финансов Российской Федерации.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 в иске отказано. Суд исходил из того, что между сторонами отсутствуют заемные отношения, поэтому нормы гражданского законодательства не подлежат применению. Бюджетное законодательство не предусматривает выделения средств из резервного фонда на возвратной основе. Финансирование ответчика из федерального бюджета носит целевой характер, поэтому учреждение не имеет возможности восстановить в бюджет Республики Дагестан денежные средства, полученные в 2002 и 2004 годах.

В кассационной жалобе Правительство Республики Дагестан просит отменить апелляционное постановление от 06.02.2008. По мнению заявителя жалобы:

- апелляционный суд неправомерно сделал вывод, что между сторонами отсутствуют обязательственные отношения; в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается;

- суд необоснованно не принял во внимание, что ответчик подтверждал задолженность в размере 23 400 000 рублей в письмах, направленных Министерству финансов Республики Дагестан, а также действиями по возврату части задолженности в размере 5 000 000 рублей.

В отзывах на кассационную жалобу Федеральное агентство водных ресурсов и учреждение просят оставить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Дагестан, ТУ ФАУФИ по Республике Дагестан письменных отзывов на кассационную жалобу не предоставили.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что постановление апелляционной инстанции от 06.02.2008 подлежит отмене.

Как усматривается из материалов дела, распоряжениями Правительства Республики Дагестан от 14.08.2002 № 270-р и от 22.03.2004 № 71-р учреждению из резервного фонда Правительства Республики Дагестан на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на основном вале реки Терек выделены денежные средства в размере 28,4 млн рублей с последующим их восстановлением за счет средств федерального бюджета (т. 1, л. д. 8, 9). Согласно справке от 23.11.2005 № 02-1597/08 ТУ ФАУФИ по Республике Дагестан защитные водооградительные валы протяженностью 240 км на реке Терек являются федеральной собственностью (т. 1, л. д. 25). Факт получения учреждением денежных средств установлен судами и не оспаривается ответчиком. Согласно акту проверки от 11.03.2006, проведенной Управлением государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Дагестан, не установлено нецелевого использования ответчиком денежных средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Дагестан (т. 1, л. д. 28 - 34). Истец неоднократно обращался к учреждению и Управлению федерального казначейства по Республике Дагестан с требованиями о восстановлении в резервный фонд Правительства Республики Дагестан выделенных ответчику 28,4 млн рублей. Учреждение возвратило в республиканский бюджет 5 млн. рублей (т. 1, л. д. 19).

В связи с тем, что денежные средства в размере 23 400 000 рублей истцу не возвращены, Правительство Республики Дагестан обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Вывод апелляционного суда о том, что выделенные ответчику из резервного фонда Правительства Республики Дагестан денежные средства не подлежат возврату, основан на неполном исследовании фактических обстоятельств.

В соответствии с пунктами 1, 4 и 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент выделения истцом ответчику спорных денежных средств) в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Согласно пункту 1 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.06.2001 № 124, резервный фонд Правительства Республики Дагестан создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий республиканского значения, не предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции на момент выделения денежных средств истцом ответчику) финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 30 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения Правительства Республики Дагестан от 22.03.2004 № 71-р) ликвидация территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 2 Правил выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 01.06.2001 № 100, финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств республиканские органы исполнительной власти, администрации районов и городов не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Республики Дагестан с просьбой о выделении средств из резервного фонда.

Таким образом, для правильного разрешения данного спора суд должен был установить, за счет каких средств (федерального бюджета или бюджета Республики Дагестан) должны были выполняться спорные работы. В частности, необходимо было выяснить, были ли направлены указанные работы на поддержание защитных водооградительных валов в обычном эксплуатационном состоянии или эти работы носили чрезвычайный характер. Эти обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.

Если ремонт находящихся в федеральной собственности водооградительных валов на реке Терек должен был осуществляться за счет средств федерального бюджета, то вывод апелляционного суда о том, что к отношениям по выделению Правительством Республики Дагестан спорных денежных средств не подлежат применению нормы гражданского законодательства, является ошибочным. ФГУ «Дагводресурсы» является федеральным бюджетным учреждением. Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выделения денежных средств) бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Следовательно, у Правительства Республики Дагестан отсутствовала обязанность по выделению денежных средств для финансирования деятельности учреждения. Правительство Республики Дагестан и федеральное учреждение не связаны отношениями власти и подчинения, они выступают как равные субъекты имущественных отношений. Предоставление истцом денежных средств ответчику в такой ситуации свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений неосновательного обогащения, в соответствии с которыми учреждение обязано возвратить денежные средства. Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить ему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Если, учитывая характер работ, Правительство Республики Дагестан обязано было их финансировать, оно не вправе требовать возврата денежных средств. В таком случае указание в распоряжениях Правительства Республики Дагестан от 14.08.2002 № 270-р и от 22.03.2004 № 71-р о выделении денежных средств на возвратной основе не имеет правового значения.

Таким образом, апелляционное постановление вынесено на основании неполно исследованных фактических обстоятельств. В соответствии с частью 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или апелляционном постановлении. Поэтому дело следует направить на новое рассмотрение в апелляционный суд. При новом рассмотрении суду необходимо выяснить указанные выше обстоятельства, квалифицировать сложившиеся между сторонами правоотношения и разрешить спор по существу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 по делу № А15-355/07 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка




















Номер документа: Ф08-2496/2008
А15-355/07
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 26 мая 2008

Поиск в тексте