ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2008 г. № Ф08-771/08-270А

Дело № А63-4734/2007-С4

[Установив, что налоговым органом пропущены сроки для взыскания в судебном порядке оспариваемых
сумм задолженностей, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании  заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Георгиевску и заинтересованного лица - войсковой части № 73745, г. Георгиевск, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления № 16856, 16857), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Георгиевску на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.10.07 по делу № А63-4734/2007-С4, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Георгиевску (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Войсковой части № 73745 (далее - войсковая часть) о взыскании 4 335 700 рублей 55 копеек задолженности, в том числе 1 664 782 рублей 52 копеек налога на прибыль, 1 530 311 рублей 14 копеек пени; 7 924 рублей 61 копейки  ЕСН (федеральный),  13 206 рублей 16 копеек пени;  53 рублей 04 копеек пени  ЕСН (ФФОМС); 572 рублей   10 копеек пени по ЕСН (ТФОМС); 117 047 рублей 96 копеек пени по местным налогам и сборам; 908 607 рублей 44 копеек НДС, 65 428 рублей 67 копеек пени; 27 767 рублей пени по налогу на доходы физических лиц.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция дополнила требования и просила взыскать    4 415 468 рублей 12 копеек задолженности, в том числе: 11 753 рубля 16 копеек ЕСН, подлежащему уплате в федеральный бюджет  и  13 189 рублей 82 копейки пени; 53 рубля 39 копеек  ЕСН, подлежащему уплате в ФФОМС; 572 рубля 01 копейка пени  ЕСН, подлежащему уплате в ТФОМС; 60 606 рублей 65 копеек налога на пользователей автомобильных дорог и  221 827 рублей 20 копеек пени; 1 934 355 рублей 44 копейки налога на прибыль и 2 052 105 рублей пени; 117 048 рублей пени по прочим местным налогам.

Решением от 30.10.07 в удовлетворении требования отказано в связи с пропуском шестимесячного срока для взыскания задолженности.

Законность и обоснованность судебного акта судом апелляционной инстанции  не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить. По ее мнению, налоговая инспекция лишена права на бесспорное взыскание задолженности по налогам и пеням, поэтому обратилась с соответствующим заявлением в суд. Пропуск срока связан с коллизиями в действующем законодательстве.

В дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция указала, что по требованиям об уплате налогов и пени, на основании которых подано заявление в суд, окончание пресекательного срока приходится на 2007 год. Ходатайство налоговой инспекции о восстановлении данного срока, поданного на основании Федерального закона от  27.07.06   № 137-ФЗ, судом не рассмотрено.

В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на жалобу войсковая часть не представила.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекции провела выездную налоговую проверку войсковой части по вопросам соблюдения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.01 по 31.12.03, о чем составлен акт проверки от 12.08.04 № 112.

На основании акта проверки налоговая инспекция приняла решение от 31.08.04  № 02-03-149/109 о привлечении войсковой части к налоговой ответственности. По результатам проверки налоговая инспекция доначислила налоги на общую сумму    3 784 185 рублей и пени -  86 472 рублей.

Налоговая инспекция в адрес войсковой части выставила требования о взыскании налогов и пени, в том числе № 208 по состоянию на 31.01.06 со сроком уплаты 10.02.06, № 756 по состоянию на 09.02.06 со сроком уплаты 19.02.06, № 15112 по состоянию на 23.03.06 со сроком уплаты 02.04.06, № 15830 по состоянию на 03.04.06 со сроком уплаты 13.04.06, № 16295 по состоянию на 12.04.06 со сроком уплаты 22.04.06, № 18625 по состоянию на 15.05.06 со сроком уплаты 25.05.06, № 17271 по состоянию на 16.05.06 со сроком уплаты 16.05.06, № 19973 по состоянию на 13.06.06 со сроком уплаты 23.06.06,   № 22175 по состоянию на 17.07.06 со сроком уплаты 27.07.06, № 48760 по состоянию на 09.08.06 со сроком уплаты 19.08.06, № 48415 по состоянию на 03.08.06 со сроком уплаты 13.08.06, № 140806 по состоянию на 14.12.06 со сроком уплаты 24.12.06, № 292 по состоянию на 31.01.05 со сроком уплаты 10.02.05, № 407 по состоянию на 07.02.05 со сроком уплаты 17.02.05, № 5330 по состоянию на 25.02.05 со сроком уплаты 07.03.05,  № 5609 по состоянию на 09.03.05 со сроком уплаты 19.03.05, № 6128 по состоянию на 08.04.05 со сроком уплаты 18.04.05, № 7383 по состоянию на 11.05.05 со сроком уплаты 21.05.05, № 8094 по состоянию на 09.06.05 со сроком уплаты 19.06.05, № 8628 по состоянию на 08.07.05 со сроком уплаты 18.07.05, № 14755 по состоянию на 08.08.05 со сроком уплаты 18.08.05, № 16304 по состоянию на 08.09.05 со сроком уплаты 18.09.05,   № 107821 по состоянию на 27.10.05 со сроком уплаты 27.10.05, № 55827 по состоянию на 18.10.05 со сроком уплаты 28.10.05, № 113238 по состоянию на 14.11.05 со сроком уплаты 14.11.05, № 4283 по состоянию на 14.01.04 со сроком уплаты 24.01.04, № 6938 по состоянию на 11.02.04 со сроком уплаты 21.02.2004,  № 16662 по состоянию на 30.03.04 со сроком уплаты 09.04.04, № 19965 по состоянию на 09.04.04 со сроком уплаты 19.04.04,  № 22289 по состоянию на 11.05.04 со сроком уплаты 21.05.04, № 22956 по состоянию на 09.06.04 со сроком уплаты 19.06.04, № 25661 по состоянию на 06.06.04 со сроком уплаты 16.08.04, № 23515 по состоянию на 09.07.04 со сроком уплаты 11.07.04, № 26214 по состоянию на   03.09.04 со сроком уплаты 13.09.04, № 26343 по состоянию на 10.09.04 со сроком уплаты 14.09.04, № 28073 по состоянию на 11.10.04 со сроком уплаты 21.10.04,  № 36615 по состоянию на 05.11.04 со сроком уплаты 15.11.04, № 42968 по состоянию на 10.12.04 со сроком уплаты 20.12.04, № 786 по состоянию на 01.09.03 со сроком уплаты 11.09.03, № 1570 по состоянию на 06.10.03 со сроком уплаты 16.10.03, № 2655 по состоянию на 28.11.03 со сроком уплаты 08.12.03, № 2259 по состоянию на 05.11.03 со сроком уплаты 15.11.03, № 2898 по состоянию на 02.12.03 со сроком уплаты 12.12.03.

В вышеуказанные требования вошли  суммы налогов, доначисленных по решению налогового органа от 31.08.04  № 02-03-149/109.

В связи с неисполнением обществом в установленный срок данных требований налоговая инспекция обратилась с заявлением в суд.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48  Кодекса.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации  неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 Кодекса).

Пунктом 6 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Вместе с тем в абзаце втором пункта 5 статьи 46 Кодекса указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что войсковая часть является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, имеет бюджетный счет и лицевой счет, открытые в органе Федерального казначейства.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 109 Федерального закона от 23.12.04 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и судебных приказов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с предъявленными в территориальные органы Федерального казначейства исполнительными листами и судебными приказами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.

Порядок предъявления исполнительного листа к должникам-получателям средств федерального бюджета регламентирован Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.01 № 143 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.07.04 № 379 и от 24.02.05 № 95), а также Правилами организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов Федерального казначейства Министерством финансов России по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.05.01 № 36н (с изменениями и дополнениями).

Учитывая изложенное, налоговая инспекция не имела права на бесспорное взыскание соответствующей суммы пеней с лицевого счета войсковой части, открытого в органе Федерального казначейства.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) исковое заявление о взыскании налога, а также пеней за счет имущества налогоплательщика -  физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Кодекса. Шестимесячный срок для обращения в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.

В пункте 12 постановления от 28.02.01 № 5 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), указал на то, что судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Материалами дела подтверждается, что налоговая инспекция пропустила  шестимесячный срок для обращения взыскания на задолженность по налогам и пеням, поскольку в арбитражный суд заявление подано только 04.06.07.

Таким образом, установив, что налоговым органом пропущены сроки для взыскания в судебном порядке оспариваемых сумм задолженностей, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Положение о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока для обращения в суд введено в действие пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее -  Закон № 137-ФЗ) и согласно пункту 1 статьи 7 названного Закона вступило в силу с 01.01.07.

В  пункте 6 статьи 7 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 01.01.07, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.

Так как в данном случае течение сроков, предусмотренных для обращения с заявлением в суд о взыскании пеней, началось до 01.01.07 и к указанному сроку не закончилось, следовательно, применению подлежат положения, действовавшие до 01.01.07, согласно которым срок для обращения с заявлением в суд являлся пресекательным и восстановлению не подлежал.

Необоснован довод налоговой инспекции о том, что заявленное ею ходатайство о восстановлении шестимесячного срока  не рассмотрено судом, поскольку в решении суд указал о рассмотрении данного ходатайства и привел основания, по которым отказал в его удовлетворении.

Фактические доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматриваются.

Судом кассационной инстанции рассмотрено заявление налоговой инспекции об отказе от требования о взыскании сумм задолженности по ЕСН, подлежащему уплате в ФФОМС, в сумме 11 753 рубля 16 копеек в связи с добровольной уплатой этой суммы войсковой частью.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель может отказать от заявленного требования полностью или частично на любой стадии рассмотрения дела. Арбитражный суд не принимает данный отказ, если он противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

Заявляя  ходатайство, налоговая инспекция не представила доказательств уплаты суммы 11 753 рубля 16 копеек, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286  289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.10.07 по делу    № А63-4734/2007-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка