ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2008 г. № Ф08-883/08-328А

Дело № А53-18016/2007-С4-10

[Общество, которое использует платежные терминалы, предназначенные для приема платежей за услуги
 мобильной связи, коммунальные услуги и иных видов электронных платежей, неправомерно
 привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Центроком"», в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Центроком"» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.07 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.08 по делу № А53-18016/2007-С4-10, установил следующее.

ООО «Управляющая компания "Центроком"» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 05.09.07 № 141 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Решением суда от 19.11.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.08, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что  налоговая инспекция правомерно привлекла общество к административной ответственности, совершение обществом правонарушения подтверждается материалами дела.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. Заявитель указывает, что нормы Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»  (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) не подлежат применению, поскольку общество не является организацией, осуществляющей продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг, а выступает агентом при осуществлении банковских операций.

В отзыве на кассационную жалобу  налоговая инспекция просит  судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы,  выслушав представителя  общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники в магазинах «Алко-Маркет-Офелия» и «Офелия».

В ходе проверки установлено, что  при оплате за услуги мобильной связи на общую сумму 60 рублей через платежные терминалы, установленные в проверяемых магазинах, выданы чеки терминала без признаков фискальной памяти, чеки контрольно-кассовой техники не выданы. Указанное нарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 21.08.07 № 141.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 05.09.07 № 141 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде 30 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции  сделали вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения.

Данный вывод является  ошибочным по следующим основаниям.


     Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях
установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.

Согласно статье 1 Закона № 54-ФЗ  под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Из материалов дела видно, что  в магазинах общества установлены электронные терминалы экспресс-оплаты, предназначенные для приема платежей за услуги мобильной связи, коммунальные услуги и иных видов электронных платежей, связанных с приемом наличных денежных средств. Данные терминалы относятся к программно-техническим комплексам, то есть    к контрольно-кассовой технике, но не являются контрольно-кассовой машиной.

Государственный реестр электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов, применение которых согласно статье 1 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено наравне с контрольно-кассовыми машинами, отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.03 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных, указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники, названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.

С учетом изложенного  общество, которое использует платежные терминалы, предназначенные для приема платежей за услуги мобильной связи, коммунальные услуги и иных видов электронных платежей,  неправомерно  привлечено к административной ответственности  за неприменение контрольно-кассовой техники.

При таких обстоятельствах   судебные акты  следует отменить, требование       общества -  удовлетворить.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный  арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.07 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.08 по делу № А53-18016/2007-С4-10 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области от 05.09.07 № 141 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Центроком"» к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка