• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 сентября 2006 г. N Ф08-4371/2006

 Дело N А32-28996/2005-11/706-2006-25/3

[Незаконное выставление налоговым органом требования является основанием для признания
незаконными, а потому недействительными, последующих актов налоговой инспекции,
принятых на основании незаконного требования и в его исполнение]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дружба", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа на решение от 18.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 23.06.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28996/2005-11/706-2006-25/3, установил следующее.

ООО "Дружба" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными требования N 6451 об уплате налогов по состоянию на 23.05.05 и решения от 14.06.05 N 2696 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на сумму 43 964 рубля 69 копеек.

Решением суда от 07.10.05 (с учетом определения об исправлении описки от 06.12.05) заявленные требования удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.01.06 решение суда от 07.10.05 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Суд кассационной инстанции указал на необходимость проверить относимость и допустимость представленных в дело доказательств, дать им надлежащую правовую оценку; установить действительную обязанность общества по уплате налогов на дату выставления требования, конкретные даты исполнения этой обязанности (если она была исполнена), устранить имеющиеся противоречия в выводах суда.

При новом рассмотрении делу присвоен номер А3228996/2005-11/706-2006-25/3. Решением суда от 18.04.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.06.06, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что основания для выставления и направления в адрес общества требования N 6451 об уплате налогов по состоянию на 23.05.05 и вынесения в отношении него решения от 14.06.05 N 2696 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика отсутствуют.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в установленные сроки общество не уплатило налоги, что послужило основанием для выставления требования N 6451 об уплате налогов и вынесения решения N 2696 о взыскании денежных средств с расчетного счета общества. Суд не учел, что на 21.03.06 разногласия сторон устранены после сверки расчетов.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция выставила обществу требование об уплате налогов по состоянию на 23.05.05 в общей сумме 43 964 рублей 69 копеек и 14.06.05 приняла решение N 2696 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) организации или налогового агента-организации на счетах в банках на сумму 43 964 рубля 69 копеек.

Судом установлено, что 22 апреля 2005 года общество сдало в налоговую инспекцию налоговые декларации по водному налогу и единому социальному налогу. В материалы дела общество представило копии квитанций с отметками ООО АФ КБ "Сочигазпромбанк" от 22.02.05 N 29 об уплате 5 776 рублей ЕСН, от 10.03.05 N 92 об уплате 5 543 рублей ЕСН, от 26.04.05 N 26 об уплате 5 641 рубля ЕСН, от 26.04.05 N 18 об уплате 1 656 рублей водного налога.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно статьям 69 и 70 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сроке уплаты налога и должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.

В случае неуплаты налога в установленный срок взыскание налога с налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами, производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса. В силу пункта 2 статьи 46 Кодекса взыскание налога за счет денежных средств, производится по решению налогового органа (решения о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Из материалов дела видно, что в требовании от 23.05.05 N 6451 указана сумма 25 348 рублей 69 копеек ЕСН (Пенсионный фонд), срок уплаты - 15.04.05. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации уплата плательщиками ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Суд установил, что авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2005 года обществом оплачены в сумме 129 010 рублей, что подтверждается платежными квитанциями от 22.02.05 N 32, от 10.03.05 N 95, от 26.04.05 N 29.

Суд оценил представленный обществом расчет авансовых платежей по ЕСН для лиц, производящим выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2005 года, пришел к правильному выводу об уплате сумм налога до даты направления требования N 6451 и вынесения решения от 14.06.05 N 2696. Произведенные платежи были отражены налоговой инспекцией в лицевом счете общества.

Судом апелляционной инстанции обосновано не принят довод налоговой инспекции о невозможности произвести ею разноски после получения денежных сумм по перечисленным выше квитанциям, так как в квитанциях не указано на погашение задолженности или текущих платежей. Спорные суммы были перечислены в соответствующий бюджет, это установил суд и не оспаривает налоговая инспекция, поэтому их повторное взыскание производится не должно.

Таким образом, судебными инстанциями обоснованно признано выставление требования от 23.05.05 N 6451 в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации. Незаконное выставление налоговым органом требования является основанием для признания незаконными, а потому недействительными, последующих актов налоговой инспекции, принятых на основании незаконного требования и в его исполнение. Суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном возбуждении налоговой инспекцией производства по принудительному взысканию платежей, и, следовательно, незаконном издании ненормативных актов. На день рассмотрения спора эти ненормативные акты не отменены.

Кроме того, признание стороной обстоятельств в силу статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает от доказывания этих обстоятельств, но не влечет прекращения производства по делу.

Поэтому довод налоговой инспекции об урегулировании разногласий с обществом до принятия решения судом после назначенной и проведенной по инициативе суда сверки расчетов, обоснованно не принят апелляционной инстанцией как основание к прекращению производства по делу в связи с отсутствием предмета спора.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции. В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение от 18.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 23.06.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28996/2005-11/706-2006-25/3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-4371/2006
А32-28996/2005-11/706-2006-25/3
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 26 сентября 2006

Поиск в тексте