• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 сентября 2006 г. N Ф08-3772/2006

Дело N А25-1731/05-4-5 (18-06)     

[Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости взыскания суммы субсидий по статье 15.4 Закона
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
за счет бюджета муниципального
образования сделан без учета правовых норм, ограничивающих ответственность муниципального
 образования при осуществлении государственных полномочий]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от истца - открытого акционерного общества "Черкесские городские электрические сети", в отсутствие ответчиков: муниципального унитарного предприятия "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства", Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и мэрии муниципального образования города Черкесска, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и мэрии муниципального образования города Черкесска на решение от 26.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.06 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-173105-4-5 (18-06), установил следующее.

ОАО "Черкесские городские электрические сети" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предприятие) о взыскании (с учетом уточнения требований) 4 048 443 рублей 53 копеек задолженности, образовавшейся в результате предоставления льгот малообеспеченным гражданам по оплате электрической энергии в соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с июня 2003 года по октябрь 2005 года (т. 1, л. д. 101).

Определением от 20.07.05 в качестве ответчиков к участию в деле привлечены администрация г. Черкесска и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (т. 1, л. д. 35). Решением от 26.12.05 с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в пользу общества взыскано 4 048 443 рубля 53 копейки. В иске к администрации г. Черкесска и предприятию отказано.

Суд первой инстанции установил, что в нарушение требований статьи 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики не определило порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации; в спорный период из республиканского бюджета не выделялись средства на оплату субсидий по коммунальным услугам, а средств, выделенных из федерального и местного бюджетов на эти цели, оказалось недостаточно. Поскольку задолженность перед истцом за июнь 2003 года - февраль 2005 года образовалась вследствие ненадлежащего финансирования из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, обязанность по выплате субсидий суд возложил на казну субъекта Российской Федерации (в лице финансового органа). Расходы общества за период после 01.03.05 подлежат возмещению Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики в силу прямого указания закона (пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Освобождая муниципальное образование г. Черкесск от обязанности по погашению долга, образовавшегося в результате предоставления истцом льгот по оплате электроэнергии малообеспеченным гражданам, суд руководствовался пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Отказ в иске к предприятию суд мотивировал тем, что данный ответчик осуществляет лишь технические функции по начислению и перечислению обществу субсидий и не является лицом, финансирующим расходы истца по предоставлению льгот малообеспеченным гражданам (т. 1, л. д. 152 - 157).


Определением апелляционной инстанции от 08.06.06 произведена замена ответчиков (в связи с переименованием): Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики заменено на Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее Минфин Карачаево-Черкесской Республики), администрация г. Черкесска заменена на мэрию муниципального образования г. Черкесска (далее мэрия г. Черкесска).

Постановлением апелляционной инстанции от 21.06.06 решение отменено в части взыскания с Минфина Карачаево-Черкесской Республики в пользу общества 2 761 636 рублей 34 копеек и в части отказа в удовлетворении иска к мэрии г. Черкесска. Производство по делу в части долга в размере 2 196 385 рублей 43 копейки прекращено в связи с отказом общества от этой части требований. В пользу общества взыскано 1 286 807 рублей 19 копеек с Минфина Карачаево-Черкесской Республики и 565 250 рублей 91 копейка с мэрии г. Черкесска. В остальной части решение оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до 01.03.05, непосредственными участниками отношений по возмещению понесенных обществом расходов в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии малообеспеченным гражданам являлись общество и муниципальное образование. Участие Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в реализации программ по предоставлению субсидий населению определялось только в рамках межбюджетных отношений. Поскольку мэрия г. Черкесска не обеспечила полное погашение затрат, понесенных истцом за 2003 - 2004 годы, обязанность по выплате субсидий должна быть возложена на указанного ответчика. С 01.03.05 возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий, должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому суд апелляционной инстанции взыскал с мэрии г. Черкесска 565 250 рублей 91 копейку (за период с июня 2003 года по февраль 2005 года), с Минфина Карачаево-Черкесской Республики - 1 286 807 рублей 19 копеек (за период с марта по октябрь 2005 года). Поскольку общество заявило отказ от требований в размере 2 196 385 рублей 43 копеек, производство в этой части иска прекращено судом на основании части 2 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 и части 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л. д. 146 - 149).

Мэрия г. Черкесска обжаловала постановление апелляционной инстанции от 21.06.06 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить оспариваемый акт в части взыскания с него 565 250 рублей 91 копейки как принятый с нарушением норм материального права. Ответчик указывает, что надлежаще выполнил обязанность по возмещению затрат, понесенных обществом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии малообеспеченным гражданам; все предусмотренные в муниципальном бюджете на эти цели средства были перечислены истцу. Поскольку задолженность за июнь 2003 года - февраль 2005 года образовалась вследствие ненадлежащего финансирования из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, обязанность по выплате субсидий за указанный период должна быть возложена на субъект Российской Федерации.

Минфин Карачаево-Черкесской Республики обжаловал решение от 26.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.06 в части взыскания с него в пользу общества 1 286 807 рублей 19 копеек задолженности (за март - октябрь 2005 года). Заявитель полагает, что судебные инстанции должным образом не исследовали и не оценили документы, представленные истцом в качестве доказательств поставки малообеспеченным гражданам электроэнергии в спорный период. Поэтому вывод судов о доказанности обществом заявленных требований нельзя признать обоснованным. По мнению ответчика, общество заявило отказ от части иска в связи с неправильным исчислением размера задолженности. Суд апелляционной инстанции принял этот отказ, не проверив обоснованность указанных истцом оснований для уменьшения размера требований (частичное погашение долга мэрией г. Черкесска и сторнирование сумм субсидий, не использованных абонентами в спорный период).

Мэрия г. Черкесска в отзыве на жалобу Минфина Карачаево-Черкесской Республики указала на несостоятельность ее доводов, а также соответствие выводов суда первой инстанции закону и материалам дела. Общество и предприятие отзывов на жалобы не предоставили. В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы Минфина Карачаево-Черкесской Республики и поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе мэрии г. Черкесска. По мнению истца, Российская Федерация и муниципальное образование выполнили обязанность по предоставлению субсидий надлежащим образом. Задолженность за июнь 2003 года - февраль 2005 года образовалась вследствие ненадлежащего финансирования из бюджета Карачаево-Черкесской Республики. Поэтому обязанность по выплате субсидий за указанный период должна быть возложена на субъект Российской Федерации. С 01.03.05 возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий, в силу прямого указания закона (пункт 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации) должно производиться за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики.

Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба мэрии г. Черкесска подлежит удовлетворению, а жалоба Минфина Карачаево-Черкесской Республики - отклонению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество заявило требования о взыскании расходов, связанных с уменьшением принимаемой от малообеспеченных граждан оплаты за электрическую энергию на размер субсидий, предоставляемых им на основании статьи 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с июня 2003 года по февраль 2005 года) и статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (за март - октябрь 2005 года).

Согласно статье 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Таким образом, затраты, связанные с предоставлением субсидий гражданам, компенсируются за счет средств местного бюджета. Финансирование же указанных расходов осуществляется не только за счет средств бюджета муниципального образования, но и финансовой помощи, передаваемой на эти цели Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.04 N 444), и пункту 41 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.

При разрешении спора суд первой инстанции установил, что органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не определили порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. В период с июня 2003 года по февраль 2005 года из республиканского бюджета не выделялись средства на оплату субсидий по коммунальным услугам, а средств, выделенных из федерального и местного бюджетов на эти цели, оказалось недостаточно. Поскольку задолженность перед истцом образовалась вследствие ненадлежащего финансирования из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, обязанность по выплате субсидий должна быть возложена на казну субъекта Российской Федерации (в лице уполномоченного финансового органа).

Апелляционная инстанция пришла к выводу о необходимости взыскания суммы субсидий за счет бюджета муниципального образования, так как до 01.03.05 непосредственными участниками отношений по возмещению понесенных обществом расходов в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии малообеспеченным гражданам являлись общество и муниципальное образование. Участие Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в реализации программ по предоставлению субсидий населению определялось только в рамках межбюджетных отношений.

Однако данный вывод сделан апелляционным судом без учета правовых норм, ограничивающих ответственность муниципального образования при осуществлении государственных полномочий. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, статье 85 Бюджетного кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05) вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субсидии, предоставляемые гражданам на основании статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", относятся к мероприятиям социальной защиты населения.

Возложенная законодателем обязанность муниципальных образований по возмещению жилищных субсидий относится к сфере отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления посредством издания соответствующего федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (статья 133 Конституции Российской Федерации).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 6 и статье 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктах 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в пределах переданных ему на эти цели денежных средств из бюджета Российской Федерации и бюджета Карачаево-Черкесской Республики.

Суд установил, что в период с июня 2003 года по февраль 2005 года финансирование расходов по предоставлению обществу субсидий осуществлялось за счет средств бюджета Российской Федерации (дотации из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг) и муниципального бюджета. Минфин Карачаево-Черкесской Республики перечислял муниципальному образованию г. Черкесск в погашение задолженности по затратам, связанным с предоставлением гражданам субсидий, только средства федерального бюджета. Вместе с тем в бюджетах Карачаево-Черкесской Республики на 2003 - 2005 годы средства на предоставление указанных субсидий не предусматривались. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (т. 1, л. д. 48 - 60, 71 - 75, 122 - 136; т. 2, л. д. 81 - 88).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность перед истцом, образовавшаяся в результате предоставления им льгот малообеспеченным гражданам по оплате электрической энергии, образовалась вследствие ненадлежащего финансирования субсидий из республиканского бюджета. В связи с изложенным, постановление апелляционной инстанции в части взыскания 565 250 рублей 91 копейки субсидий с мэрии г. Черкесска подлежит отмене, как принятое судом с нарушением норм материального права (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом частичного отказа общества от иска с казны субъекта Российской Федерации (в лице Минфина Карачаево-Черкесской Республики) подлежит взысканию 565 250 рублей 91 копейка за период с июня 2003 года по февраль 2005 года.

В части взыскания с Минфина Карачаево-Черкесской Республики 1 286 807 рублей 19 копеек задолженности за период с 01.03.05 по 31.10.05 суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего. В силу пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01.03.05) финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Поскольку финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, то судебные инстанции правомерно взыскали задолженность по субсидиям за период с 01.03.05 по 31.10.05 с субъекта Российской Федерации, которая с учетом частичного отказа общества от иска составила 1 286 807 рублей 19 копеек.

Доводы Минфина Карачаево-Черкесской Республики о ненадлежащей оценке судами представленных истцом доказательств и недоказанности обществом размера заявленных требований, несостоятельны. В деле имеются ежеквартальные адресные реестры получателей субсидий, акты сверок задолженности с органами местного самоуправления, платежные и иные документы, подтверждающие как фактические затраты истца по предоставлению льгот, так и размер финансирования со стороны Российской Федерации и муниципального образования (приложение к делу 11 томов). Названные документы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана должная правовая оценка, результаты которой отражены в оспариваемых судебных актах.

Иные доводы Минфина Карачаево-Черкесской Республики, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств, что в силу статей 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции. При этом указанный ответчик не привел каких-либо новых доводов со ссылками на находящиеся в деле и не исследованные судом материалы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин Карачаево-Черкесской Республики освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.06.06 по делу N А25-173105-4-5 (18-06) в части взыскания с мэрии муниципального образования г. Черкесск 565 250 рублей 91 копейки отменить, взыскание прекратить.

Взыскать с Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Черкесские городские электрические сети" 565 250 рублей 91 копейку.

В остальной части постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.06.06 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А25-1731/05-4-5 (18-06)
Ф08-3772/2006
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 26 сентября 2006

Поиск в тексте