• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 20 ноября 2008 г. № Ф08-6635/2008

Дело № А63-2778/2008-С3-15

[Расходы на предоставление льгот по водоснабжению Героям Социалистического Труда и полным
кавалерам ордена Трудовой Славы в 2004 году правомерно взысканы с Российской Федерации]

(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу № А63-278/2008-С3-15, установил следующее.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о взыскании 783 рублей 18 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением в октябре - декабре 2004 года льгот по оплате за коммунальные услуги гражданам в соответствии Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее - Закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ).

Решением от 13.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2008, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 663 рубля 72 копейки задолженности, в части взыскания 119 рублей 46 копеек отказано. В иске к Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края отказано. Суд установил недостаточность субвенций, выделенных из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ в 2004 году, и исключил сумму НДС при определении размера подлежащих возмещению затрат.

В кассационной жалобе Минфин России просит судебные акты отменить, полагая, что суд необоснованно не принял во внимание следующие обстоятельства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсации на реализацию Закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 № 80 действие Правил продлено на 2004 год. Согласно указанным Правилам расходы, связанные с реализацией Закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Обязанность по возмещению расходов из федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом возможна только при подтверждении фактически понесенных расходов. Спор связан с бюджетно-финансовыми правоотношениями, поэтому неподведомствен арбитражному суду.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, в 2004 году предприятие предоставляло гражданам льготы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.

Не получив полного возмещения расходов, понесенных в октябре - декабре 2004 года, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.

Факт предоставления льгот населению Шпаковского района и размер убытков подтверждаются списками граждан, пользующихся льготой по оплате услуг водоотведения и водопотребления, копиями удостоверений названных лиц, счетами-фактурами, актом сверки расчетов, справкой о задолженности федерального бюджета от 15.07.2005, выданной инвентаризационной комиссией.

Согласно статье 5 Закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг (в том числе услуг по водоснабжению и водоотведению). Расходы, связанные с реализацией названного Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11 Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85 и от 14.02.2004 № 80 действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004 годы. Согласно Правилам расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При рассмотрении спора суды установили недостаточность выделенных в 2004 году из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ, а также отсутствие нецелевого использования местными органами выделенных субвенций. При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований о взыскании расходов за счет Российской Федерации является правильным.

Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146 и 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период), исключил из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 663 рублей 72 копеек.

Спор связан со взысканием убытков при осуществлении истцом экономической деятельности и является подведомственным арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу № А63-278/2008-С3-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка












Номер документа: А63-2778/2008-С3-15
Ф08-6635/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 20 ноября 2008

Поиск в тексте