• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 г. Дело № А61-1961/08-4


[Вывод суда первой инстанции о правомерном взыскании Ростехнадзором с общества платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду, является правильным, соответствующим нормам материального права. Ссылка министерства на Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» как на доказательство наличия у министерства полномочий на выдачу соответствующего разрешения несостоятельна, поскольку указанные законы не регулируют вопросы о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты и порядок выдачи разрешений на сбросы. Ростехнадзор начислил обществу плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду. Из материалов дела видно, что ООО «Южанка» производит сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, что в соответствии с Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты является сбросом загрязняющих веществ в водные объекты. В силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все подземные водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» лимиты сброса сточных вод устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, в отсутствие истца - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания, ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Южанка», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.02.2009 по делу № А61-1961/08-4, установил следующее.

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Ростехнадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «Южанка» (далее - общество) 14 472 рублей 89 копеек платы за загрязнение окружающей среды за 2007 год.

Определением от 15.01.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство).

Решением от 11.02.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Ростехнадзор правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку у общества отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду. Разрешение № 0000094 от 02.03.2007 на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду выдано обществу неуполномоченным лицом (министерством).

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе министерство просит отменить решение от 11.02.2009. Заявитель указывает, что министерство является специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды, наделенным полномочиями по выдаче разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, установлению лимитов на размещение отходов, контролю платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности. Ответчик согласно критериям отнесения природопользователей к государственному федеральному либо региональному экологическому контролю не подпадает под федеральный экологический контроль. Министерство на законных основаниях выдало обществу разрешение на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, поэтому вывод суда о выдаче разрешения неуполномоченным лицом ошибочен.

В отзыве на кассационную жалобу Ростехнадзор возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.ООО «Южанка» в отзыве на жалобу просит отменить решение от 11.02.2009, мотивируя тем, что ответчик произвел плату за загрязнение окружающей среды за 2007 год в сумме 4 956 рублей.

В судебном заседании представители министерства поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, как субъект хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

У ответчика на 2007 год имелись следующие разрешения и лимиты:

- разрешение № 15М/06/1191/455 от 29.03.2006 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданное Ростехнадзором со сроком действия до 01.04.2007;

- лимит № 15М/06/1191/455 от 31.03.2006 на размещение отходов, выданное Ростехнадзором со сроком действия до 31.03.2011;

- разрешение № 0000072 от 27.02.2007 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, выданное министерством со сроком действия до 01.04.2008;

- разрешение № 0000094 от 02.03.2007 на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду, выданное министерством со сроком действия до 01.04.2008.

Общество на основании имеющихся у него разрешений произвело плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в сумме 4 956 рублей.

В связи с тем, что разрешение № 0000094 от 02.03.2007 на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду выдано обществу министерством, которое по мнению Ростехнадзора является неуполномоченным лицом, истец произвел расчет платы за загрязнение окружающей среды за 2007 год на сумму 21 428 рублей 44 копейки, и выставил обществу требование № 5 (по состоянию на январь 2008 года).

Неисполнение ответчиком требования № 5 явилось основанием обращения Ростехнадзора в арбитражный суд с иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.

По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей природной среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 статьи 16 данного Закона устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение № 401).

Согласно пункту 1 Положения № 401 Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Пунктами 5.2, 5.2.11 Положения № 401 предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ.

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения № 401).

В силу пунктов 5.3.3 и 5.3.3.5 Положения № 401 Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерном взыскании Ростехнадзором с общества платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду, является правильным, соответствующим нормам материального права. Ссылка министерства на Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» как на доказательство наличия у министерства полномочий на выдачу соответствующего разрешения несостоятельна, поскольку указанные законы не регулируют вопросы о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты и порядок выдачи разрешений на сбросы. Ростехнадзор начислил обществу плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду. Из материалов дела видно, что ООО «Южанка» производит сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, что в соответствии с Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты является сбросом загрязняющих веществ в водные объекты. В силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все подземные водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» лимиты сброса сточных вод устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.02.2009 по делу № А61-1961/08-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А61-1961/08-4
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 28 мая 2009

Поиск в тексте