• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2007 г. N Ф08-2701/2007

Дело N А63-9437/06-С3

 [В соответствии со статьей 15.6 Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз", ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Советской районной государственной администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-9437/06-С3, установил следующее.

ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Минфину России, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Управлению труда и социальной защиты населения Советской районной государственной администрации о взыскании 6 450 рублей 84 копеек затрат, связанных с предоставлением в декабре 2004 г. 50% скидки за пользование природным газом инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в Советском районе, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).

Решением от 29.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.07, с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 6 450 рублей 84 копейки. В части требований к Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказано, в отношении Управления труда и социальной защиты населения Советской районной государственной администрации производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета в 2004 году субвенций на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов ввиду предоставления предусмотренных Законом льгот лежит на Российской Федерации.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности с Министерства финансов Ставропольского края. Заявитель указывает, что в соответствии с Законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов на основе выделенных из федерального бюджета субвенций отнесено к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, которые и являются ответчиками в рассматриваемом споре.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ставропольрегионгаз" просит в удовлетворении жалобы отказать, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит изменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество и управление заключили договор от 05.01.04 N 49/19-6/08-1216/04 о предоставлении 50-процентной скидки по оплате природного газа инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - инвалиды), в соответствии с Законом. Согласно пункту 2.1.1 договора общество обязалось предоставлять инвалидам льготы по оплате природного газа. В соответствии с пунктом 2.2.2 договора управление обязалось по мере поступления средств из Фонда компенсаций и в пределах бюджетных ассигнований, планируемых на реализацию Закона в части оплаты газа, производить обществу финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04, а по расчетам до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Поскольку расходы по предоставлению льгот в декабре 2004 г. перечисленным в Законе лицам не были возмещены в полном объеме, общество обратилось с иском в суд. В обоснование заявленного требования истец предоставил в суд договор от 05.01.04 N 49/19-6/08-1216/04, реестры лиц, пользующихся льготой по оплате газа, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства; счет-фактуру от 31.01.05 N 269/08 (т. 1, л. д. 22), копии удостоверений льготников. Согласно акту сверки взаимных расчетов от 07.02.05 (т. 1, л. д. 21, 23) задолженность управления перед обществом по компенсации затрат на предоставление льгот за декабрь 2004 г. составила 6 450 рублей 84 копейки.

Согласно Закону установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда). Источник финансирования данных льгот не установлен.

В соответствии со статьей 15.6 Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов. Порядок предоставления и расходования таких субвенций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.02. N 137, 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80). Согласно указанному Порядку Минфин России предоставляет субвенции на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Предоставленные средства зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации с отражением их в доход соответствующего бюджета. Расходование субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в том числе на возмещение расходов организаций, связанных с предоставлением предусмотренных Законом льгот.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При рассмотрении спора суды установили недостаточность выделенных в 2004 г. из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона, а также отсутствие фактов нецелевого использования местными органами выделенных субвенций. При таких обстоятельствах вывод судов о необходимости удовлетворения требований о взыскании расходов за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам.

Вместе с тем, удовлетворяя иск в полном объеме, суд не учел следующее.

Согласно предоставленному в дело счету-фактуре от 31.01.05 N 269/08 (т. 1, л. д. 22) стоимость услуг, предоставленных обществом, определена с учетом НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период) следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме, исключающей НДС (18%) - 5 466 рублей 81 копейки.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение от 29.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-9437/06-С3 изменить, уменьшив подлежащую взысканию с Минфина России сумму до 5 466 рублей 81 копейки.

Прекратить взыскание в измененной части судебных актов.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                   

текст документа сверен по:
файл-рассылка



Номер документа: А63-9437/06-С3
Ф08-2701/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 15 мая 2007

Поиск в тексте