ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2007 г. N Ф08-2669/2007

 Дело N А63-15885/2006-С3

 [Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших в спорный период) следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме, исключающей НДС]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз", ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации г. Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-15885/2006-С3, установил следующее.

ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Управлению труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации г. Ставрополя (далее - управление) о взыскании 80 862 рублей 83 копеек задолженности, возникшей в связи с предоставлением льгот по оплате за газ, поставленный в ноябре 2003 г. гражданам, имеющим льготу в соответствии с Федеральным законом от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).

Решением от 29.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.02.07, с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 80 862 рубля 83 копейки задолженности; в части требований к Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края и управлению отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета в 2003 г. субвенций на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов ввиду предоставления предусмотренных Законом льгот лежит на Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, взыскать задолженность с Минфина Ставропольского края. По мнению заявителя, суд необоснованно не принял во внимание, что в соответствии с Законом и Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на его реализацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334, (действие которых продлено на 2003 и 2004 годы - постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80) предусмотрено финансирование расходов за счет средств бюджетов субъектов и муниципальных образований с последующим возмещением из федерального бюджета в пределах выделенных ассигнований. В этой связи у Минфина России отсутствует обязанность по перечислению компенсаций непосредственно организациям, предоставляющим льготы.

В отзыве на кассационную жалобу истец указывает на законность и обоснованность судебных актов и просит оставить их без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что решение и постановление подлежат изменению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 29.11.03 общество и управление во исполнение Закона заключили договор N 49-6/03-0145, по условиям которого истец обязался предоставлять реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и совместно проживающим с ними членам их семей 50% скидку по оплате за газ в соответствии с Положением "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.04 N 419, а управление - возмещать обществу расходы в пределах ассигнований, планируемых на реализацию льгот из средств Фонда компенсации.

Во исполнение договора общество в ноябре 2003 г. предоставило гражданам льготы в соответствии с Законом. Ответчик возместил расходы общества в размере лишь 209 рублей, что послужило основанием для обращения общества с иском о взыскании оставшейся части задолженности в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований истец предоставил в суд договор, акты сверки количества граждан, пользующихся льготой, от 10.12.03, акт сверки расчетов за период с октября 2003 г. по декабрь 2004 г., а также реестры льготников, сверенные с управлением; копии удостоверений льготников, счет-фактуру за ноябрь 2003 г. Из актов сверки количества граждан, пользующихся льготой от 10.12.03 и акта сверки взаиморасчетов от 28.01.05 следует, что задолженность управления перед обществом по компенсации затрат на предоставление льгот в ноябре 2003 г. составила 80 862 рубля 83 копейки (т. 1, л. д. 29-32).

Статьей 16 Закона (в редакции от 23.10.03) для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (для реабилитированных лиц) и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено снижение размеров оплаты жилой площади, коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона порядок предоставления соответствующих льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.04 N 419 (действовавшего в спорный период) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, а также проживающим совместно с ними членам их семей предоставлена скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование коммунальными услугами (в том числе за газ) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. В пункте 14 Положения указано, что расходы, связанные с предоставлением соответствующих льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Порядок предоставления и расходования таких субвенций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.02. N 137, от 10.02.03 N 85 и от 14.02.04 N 80). Согласно указанному Порядку Минфин России предоставляет субвенции на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Предоставленные средства зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации с отражением их в доход соответствующего бюджета. Расходование субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в том числе на возмещение расходов организаций, связанных с предоставлением предусмотренных Законом льгот.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При рассмотрении спора суды установили недостаточность выделенных в 2004 г. из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона, а также отсутствие фактов их нецелевого использования. При таких обстоятельствах вывод судов о необходимости удовлетворения требований о взыскании расходов за счет казны Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам. Вместе с тем суды, удовлетворяя иск в полном объеме, не учли следующее. Согласно предоставленному в дело счету-фактуре от 24.12.03 N 616/11 задолженность, возникшая в связи с предоставлением льгот, рассчитана с учетом НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших в спорный период) следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме, исключающей НДС (20%), в размере 67 350 рублей 87 копеек (с учетом частичного погашения задолженности).

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поэтому часть пошлины, приходящаяся на сумму отклоненных требований и подлежащая уплате в бюджет, подлежит взысканию с истца.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение от 29.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-15885/2006-С3 изменить, уменьшив взыскиваемую с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Ставропольрегионгаз" сумму до 67 350 рублей 87 копеек.

Взыскать с ООО "Ставропольрегионгаз" в доход федерального бюджета 538 рублей 62 копейки государственной пошлины по иску.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                   

текст документа сверен по:

файл-рассылка