• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 г. Дело № А32-12726/2008-52/346

[Судебные инстанции установили, что при формировании маршрутов на территории порта железная дорога не выполнила обязательств по своевременной подаче в порт для погрузки исправных порожних и пригодных для перевозки конкретных грузов вагонов в количестве, достаточном для формирования маршрутных отправок. Таким образом, установив отсутствие вины порта в пользовании вагонами по независящим от него обстоятельствам, суд правомерно отказал в удовлетворении иска]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская дорога», от ответчика - открытого акционерного общества «Туапсинский торговый морской порт», рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская дорога» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2008 по делу № А32-12726/2008-52/346, установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская дорога» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Туапсинский торговый морской порт» о взыскании 1 817 рублей 27 копеек платы за пользование вагонами.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2008 в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение обязательств по подаче вагонов ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская дорога» (далее - железная дорога) и отсутствие вины ОАО «Туапсинский торговый морской порт» (далее - порт) в нахождении вагонов на его подъездных путях. При осуществлении формирования маршрута портом с отправлением на станции назначения СКЖД в спорные сутки железной дорогой подавались вагоны в количестве, недостаточном для формирования маршрутной отправки. При подаче вагонов в памятках приемосдатчика отметок об использовании порожних вагонов под погрузку по конкретной заявке железной дорогой не делалось и актов общей формы не составлялось. Пользование вагонами происходило по причинам, не зависящим от порта. В случае прекращения формирования маршрута в связи с неподачей железной дорогой вагонов, годных под погрузку, время простоя груженых вагонов в ожидании подачи не должно включаться в оплачиваемое портом время пользования вагонами формируемого маршрута, поскольку порт не был уведомлен о том, что железной дорогой не будут предоставлены вагоны для формирования маршрутной отправки.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указывает, что представленные портом доказательства не могут являться надлежащими, так как составлены с нарушением действующего законодательства. Согласно графику подача вагонов производилась регулярно без нарушения интервала, акт общей формы КЭ-14 № 591 не соответствует действительности, поскольку в указанный в акте период было подано 20 порожних вагонов зерновозов. Судом не дана оценка уведомлениям об окончании грузовой операции от 01.07.2007 № 7 и № 8, подтверждающих окончание погрузки 9 вагонов-зерновозов в 01 час 00 минут и погрузки 7 - в 04 часа 40 минут. Неправомерна ссылка суда на параграф 7 Узлового соглашения о том, что сменный диспетчер порта передает на станцию заявки-уведомления на подачу/уборку вагонов; данный параграф предусматривает обмен информацией только по телефону; заявки-уведомления заведены портом в одностороннем порядке, не предусмотрены нормативными документами, не имеют доказательственной силы; на представленных суточных заявках отсутствует календарный штемпель, определить дату подачи такой заявки невозможно. Указанием Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов» не предусмотрено проставление номера заявки. В учетных карточках № 0011917962, № 0011896974 и № 001189668, подписанных представителями порта без претензий, план погрузки выполнен, неподача порожних вагонов под погрузку сахара-сырца не отражена.

В отзыве на кассационную жалобу порт просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании стороны поддержали доводы кассационной жалобы и обосновали свои возражения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и установлено судом, стороны заключили Узловое соглашение от 01.06.2001, которое является договором между участниками единого транспортного процесса, определяющего условия планирования перевозок грузов, подачи и уборки вагонов, эксплуатации пути необщего пользования, организации грузовой и коммерческой работы (л. д. 21).

В соответствии с параграфом 23 Узлового соглашения за время нахождения вагонов в порту, либо за ожидание их подачи или приема на путях станции Туапсе-сорт. СКЖД по причинам, зависящим от порта, порт вносит дороге почасовую оплату согласно «Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта» Тарифного руководства. Основанием для взимания платы за пользование вагонами являются ведомости подачи/уборки вагонов установленной формы, подписанные полномочными представителями дороги и порта. Ведомости подачи/уборки вагонов заполняются на основании памяток приемосдатчика, уведомление о готовности вагонов к уборке из порта, актов общей форму ГУ-23.

Железной дорогой составлены ведомости подачи и уборки вагонов № 071188 и № 071189, подписанные портом с оговорками в части несогласия с размером начисленной платы (л. д. 47 - 51). Однако дорога начислила плату за пользование вагонами за первую декаду июля 2007 года в сумме 1 817 рублей 27 копеек с учетом НДС без учета возражений порта (л. д. 27).

Считая, что порт необоснованно отказывается от внесения платы за пользование вагонами в размере 1 817 рублей 27 копеек, железная дорога обратилась с иском в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

По правилам параграфов 9, 10 соглашения на основании установленной порту плановой нормы погрузки импортных, транзитных и грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, их фактического наличия и подхода судов, не менее чем за три дня до наступления планируемой декады, порт подает станции Туапсе декадную заявку с указанием в ней по дням декады наименования грузов и количества вагонов по роду подвижного состава. С учетом оперативной обстановки в порту декадные заявки уточняются суточными заявками порта, которые передаются уполномоченному представителю станции Туапсе не позднее, чем за 7 часов до начала суток, которая заверяется календарным штемпелем станции Туапсе. Согласно параграфа 12 соглашения подача вагонов производится по интервалу 1.0 час. Подача вагонов в размере вместимости выставочного пути может производиться на выставочный путь. Укрупненные подачи до 40 единиц в соответствии с параграфом 15 Узлового соглашения могут производиться по согласованию сторон. Порядок зачисления вагонов на ответственность порта не освобождает перевозчика от ответственности за неподачу вагонов через 1.0 час.

В соответствии со статьей 20 Устава и параграфом 34 соглашения перевозчик обязан подавать под погрузку на пути не общего пользования порта исправные, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, годные для перевозки конкретных импортных грузов вагоны.

В соответствии со статьями 39 Устава и параграфом 23 соглашения за время нахождения вагонов в порту по причинам, зависящим от него, порт вносит железной дороге почасовую плату за пользование вагонами, основанием для взимания платы за пользование вагонами являются ведомости подачи/уборки вагонов, которые заполняются на основании памяток приемосдатчика, уведомлений об окончании грузовой операции, актов общей формы ГУ-23. При отказе железной дороги от составления акта общей формы ГУ-23, порт вправе составить акт произвольной формы с описанием обстоятельств, послуживших основанием для составления акта.

Судом установлено, что при формировании отправительского маршрута № 533469 в сутках 01.07.2007 старшим стивидором порта и тальманом порта составлен акт общей формы № 591, согласно которому 30.06.2007 с 23 часов 30 минут до 02 часов 10 минут 01.07.2007 и с 03 часов 30 минут до 06 часов 43 минут выгрузка импортного сахара-сырца с судна «Абдул» не производилась по причине неподачи дорогой порожних вагонов, пригодных под погрузку указанного груза (л. д. 40). Данный акт подписан железной дорогой с оговоркой о том, что вагоны, годные под погрузку сахара-сырца, подаются по заявке старшего стивидора Шахова К.В.

Сменным диспетчером порта в 20 часов 15 минут 30.06.2007 были заявлены подачи на пути порта 20 порожних вагонов-зерновозов на 21 час 00 минут, 25 порожних вагонов-зерновозов на 23 часа 30 минут и 13 порожних вагонов-зерновозов на 03 часа 30 минут 01.07.2007.

Станцией Туапсе подача порожних вагонов-зерновозов, пригодных под погрузку импортного сахара-сырца произведена 01.07.2007 в 01 час 40 минут в количестве 7 вагонов и 06 часов 30 минут - в количестве 13 вагонов.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела ведомости подачи вагонов, суточные заявки, заявки-уведомления, учетные карточки, памятки приемосдатчика, акты общей формы, судебные инстанции установили, что при формировании маршрутов на территории порта железная дорога не выполнила обязательств по своевременной подаче в порт для погрузки исправных порожних и пригодных для перевозки конкретных грузов вагонов в количестве, достаточном для формирования маршрутных отправок. Таким образом, установив отсутствие вины порта в пользовании вагонами по независящим от него обстоятельствам, суд правомерно отказал в удовлетворении иска.

Суд отклонил довод кассационной жалобы о том, что уведомления об окончании грузовой операции № 7 и № 8 от 01.07.2007 подтверждают подачу 16 вагонов зерновозов и отсутствие простоя при разгрузке судна «АБДУЛ». Истец не опроверг доводов порта о том, что уведомление об окончании грузовых операций предъявляется после окончательной перевески груза в вагоне, оформления перевозочного документа и доставки его работнику дороги. Указанные операции требуют дополнительного времени, поэтому сами по себе уведомления не являются доказательствами своевременной подачи вагонов и поэтому не противоречат акту общей формы № 591, подтверждающему неподачу дорогой вагонов в указанное в нем время.

Учетные карточки выполнения заявок на подачу груза не отражают особенности подачи суточных заявок с учетом ритмичности подачи вагонов в определенное время в течение суток при необходимости формирования маршрутной отправки, поэтому не являются надлежащим доказательством соблюдения дорогой подачи вагонов в конкретное время суток.

Необоснован довод кассационной жалобы о том, что заявки-уведомления порта являются ненадлежащими доказательствами фактической потребности порта в течение суток по конкретным видам вагонов ввиду составления их неуполномоченным лицом. Данному доводу суд дал оценку с учетом содержания параграфа 7 Узлового соглашения, предусматривающего полномочия сменного диспетчера порта на передачу дороге оперативной информации по организации транспортного процесса. Не опровергнут дорогой и довод порта о том, что заявки-уведомления представляются перевозчику для подписания, однако работники дороги после получения заявки отказываются от их подписания, о чем составляется акт общей формы.

Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя относительно фактических обстоятельств спора, установленных судом первой инстанции, а также оценки имеющихся в деле доказательств в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом переоценки суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2008 по делу № А32-12726/2008-52/346 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-12726/2008-52/346
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 19 марта 2009

Поиск в тексте