ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2009 г. Дело № А32-16026/2008-68/244

[Суды пришли к правомерному выводу о том, что право оперативного управления на объект недвижимости может быть зарегистрировано за учреждением на основании документа, подтверждающего факт создания объекта, в случае, если
спорный объект создан за счет переданных ему средств, и учреждение являлось заказчиком строительства]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента строительства Краснодарского края, от заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, от третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края,  рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу № А32-16026/2008-68/244, установил следующее.

Департамент строительства Краснодарского края (далее - департамент строительства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления департамента строительства на объект - «Спорткомплекс школы-интерната в ст. Березанской» и обязании зарегистрировать  право оперативного управления.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением от 27.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2008, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу, что заявитель представил в регистрационную службу документы, свидетельствующие о создании им  спорного объекта и вводе его в эксплуатацию, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления отсутствовали. Спорный объект создан за счет средств переданных учреждению, являвшемуся заказчиком строительства, поэтому ссылка регистрирующего органа на необходимость предоставления для государственной регистрации документов, подтверждающих принятие собственником решения о закреплении спорных объектов за заявителем, признана необоснованной.

В кассационной жалобе регистрационная служба просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы указывает, что департамент строительства не представил в регистрационную службу распорядительный акт собственника либо уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений Краснодарского края о передаче в оперативное управление эксплуатирующей организации завершенного строительством (реконструкцией) объекта в порядке, установленном статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывод суда о том, что право оперативного управления на объект недвижимости может быть зарегистрировано на основании документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимости,  не обоснован.

В отзыве на кассационную жалобу департамент строительства просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили свои доводы и возражения.

Изучив материалы дела,  Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установили суды, 20.03.2008 департамент строительства обратился с заявлением о государственной регистрации права оперативного управление на вновь созданное нежилое здание общей площадью 833, 6 кв. м с условным номером 23-23-41/026/2007-373, расположенное по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Березанская, ул. Пионерская, 1 (расписка в получении документов на государственную регистрацию от 20.03.2008).

9 апреля 2008 года регистрационная служба приостановила государственную регистрацию права на срок до 08.05.2008 по мотиву отсутствия решения собственника о закреплении за департаментом строительства указанного недвижимого имущества, а также документов, подтверждающих передачу имущества, - акта приема-передачи (уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.2008 исх. №41/010/2008-052 №58-03/881).

16 мая 2008 года департамент строительства представил в регистрационную службу письмо Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.05.2008  № 52-5988/08-24.13 (расписка в получении документов на государственную регистрацию от 16.05.2008), в котором Департамент имущественных отношений Краснодарского края указывает, что право оперативного управления на спорное имущество возникло в силу его создания на основании пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем распоряжение собственника имущества о передаче объекта в оперативное управление не требуется и не будет предоставлено.

16 мая 2008 года регистрационная служба  направила департаменту строительства сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество за исходящим номером № 41/010/2008-052, № 58-03/1288, мотивированное непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права.

Полагая, что в государственной регистрации права оперативного управления отказано незаконно,  департамент строительства обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, а также вступившие в законную силу судебные акты.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Как установили суды, департамент строительства представил в регистрационную службу документы, подтверждающие факт создания объекта.

Согласно акту от 08.12.2003 приемки законченного строительством объекта, утвержденного распоряжением главы администрации Краснодарского края от 09.02.2004 № 124-р, заказчиком (застройщиком) являлся департамент строительства.

Соглашением об определении   долей    в     праве общей долевой собственности на здание от 15.11.2006  установлено, что объект  находится в долевой собственности Краснодарского края (размер доли - 999/1000) и муниципального образования Выселковский район (размер доли  -  1/1000).

Департамент строительства является государственным учреждением, поэтому в силу статей 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации может обладать имуществом на праве оперативного управления.  

В соответствии с пунктом 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации в оперативное управление учреждения поступает имущество, приобретенное им по договору или иным основаниям в порядке, установленном названным Кодексом, другими и иными правовыми актами для приобретения права собственности. При этом у собственника имущества учреждения возникает право собственности на имущество, приобретенное учреждением.

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что право оперативного управления на объект недвижимости может быть зарегистрировано за учреждением на основании документа, подтверждающего факт создания объекта, в случае, если спорный объект создан за счет переданных ему средств, и учреждение являлось заказчиком строительства.

Право собственника имущества не нарушены - за Краснодарским краем зарегистрировано право общей долевой собственности (размер доли 999/1000), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23 АД № 059430 от 31.08.2007. Кроме того, в регистрационную службу представлено письмо от 06.05.2008   Департамента имущественных отношений Краснодарского края с сообщением о том, что распоряжение собственника о передаче объекта в оперативное управление департамента строительства в данном случае не требуется.

Остальные доводы жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции, который дал им правильную оценку.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение   Арбитражного    суда    Краснодарского     края    от 27.10.2008 и постановление Пятнадцатого    арбитражного    апелляционного    суда     от      25.12.2008    по делу № А32-16026/2008-68/244 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка