ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. Дело № А32-17485/2008

[По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - Государственного учреждения Республики Коми «Санаторий "Черноморская зорька"», в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю,  извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения Республики Коми «Санаторий "Черноморская зорька"» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009  по делу № А32-17485/2008, установил следующее.

ГУ Республики Коми «Санаторий "Черноморская зорька"» (далее - санаторий) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий управления по предоставлению сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 23:37:0107002:0012), расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 40, после 01 февраля за налоговый период 2007 года (уточненные требования).

Решением от 27.11.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебные инстанции исходили из того, что действия управления соответствовали нормам действующего законодательства. Применение актуализированных данных о кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края в целях налогообложения не входит в компетенцию управления.

В кассационной жалобе санаторий просит отменить решение и апелляционное постановление как принятые с нарушением норм материального права, а также указывает на несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, суды не учли, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации. При изменении кадастровой стоимости земельного участка санатория нарушен пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2008 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земли», согласно которому переоценка кадастровой стоимости возможна не чаще, чем один раз в три года.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

В заседании представитель санатория поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя  заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, за 2007 год санаторий произвел расчеты и уплатил земельный налог за участок с кадастровым номером 23:37:0107002:0012, расположенный по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 40, исходя из сведений, содержащихся в кадастровом плане земельного участка от 14.02.2007 № 37/07-03-2741 (кадастровая стоимость 169 536 900 рублей; удельный показатель кадастровой стоимости земель 1131 рублей за кв. м).

Согласно кадастровому плану от 19.09.2007 № 37/07-03-14632 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 350 106 440 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости земель 2335,6 рублей за кв. м).

Санаторий обратился в управление с заявлением о предоставлении сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

Управление письмом от 19.02.2008 № 246 сообщило санаторию, что по состоянию на 01.01.2007 кадастровая стоимость земельного участка составила 350 106 440 рублей; по состоянию на 01.01.2008 - 1 139 148 561 рубль.

В письме от 05.03.2008 № 10/1050 управление указало, что при подготовке сведений использовались следующие удельные показатели кадастровой стоимости земель, утвержденные: за 2005 год - постановлением главы города-курорта Анапы от 16.12.2002 № 1245;  за 2006 года - решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2006 № 448 (удельный показатель 2335, 6 рублей за кв. м); за 2007 - распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р.

Суды установили, что основанием для изменения кадастровой стоимости участка, принадлежащего санаторию, явилось завершение на территории Краснодарского края работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 послужило основанием для доначисления земельного налога за земельный участок, принадлежащий санаторию.

Считая, что действия управления по предоставлению сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, санаторий обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

       
     Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Главой администрации Краснодарского края утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 (распоряжение от 29.12.2007 № 1202-р).

В пункте 1 статьи 391 Кодекса указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка санатория, в данном случае, подлежала определению по состоянию на 01.01.2007.

Согласно статье 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года. Для обеспечения администрирования земельного налога названной статьей закреплена обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 12 статьи 396 Кодекса).

Из приведенных норм следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) определяется на конкретную дату (1 января года являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, за исключением случаев, когда изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что применение данных о кадастровой стоимости земельных участков не входит в компетенцию управления. Обжалованные действия управления не противоречат требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р не влияет на правильность принятых судебных актов, поскольку для целей налогообложения надлежит использовать сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007. Последующее увеличение кадастровой стоимости земельного участка не влияет на изменение налоговой базы рассматриваемого налогового периода.   

Прочие доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

При разрешении спора суды всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд  Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу № А32-17485/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка