ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2009 г. Дело № А32-9809/2009-4/236-36АП

[Суд пришел к правильному выводу, что заявитель не осуществлял перевозку опасных отходов, вследствие чего позиция прокурора о необходимости наличия у предпринимателя лицензии на транспортировку опасных отходов является ошибочной]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора - Пономарева С.Ю. (помощник прокурора, удостоверение № 063561), заинтересованного лица - предпринимателя без образования юридического лица Стребкова Алексея Николаевича, рассмотрев кассационную жалобу Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2009 по делу № А32-9809/2009-4/236-36АП, установил следующее.

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя без образования юридического лица Стребкова А.Н. (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела не подтверждается факт совершения указанного правонарушения.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы отмечает, что транспортируемый предпринимателем вид отходов является опасным, в связи с этим для осуществления перевозки жидких бытовых отходов из выгребных ям предприниматель обязан получить соответствующую лицензию.     

В отзыве  на кассационную жалобу предприниматель просит отказать в удовлетворении жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, сотрудники прокуратуры провели проверку деятельности предпринимателя, предоставляющего населению услуги по транспортировке  отходов из выгребных ям (жидких бытовых отходов) от объектов хозяйственно-бытового назначения с применением автомобильного транспорта. В ходе проверки сотрудники прокуратуры выявили отсутствие у предпринимателя специального разрешения на осуществляемый вид деятельности.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении последнего постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.04.2009 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса. В соответствии со статьей 23.1 Кодекса протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя и материалы дела переданы прокурором на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по подведомственности.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности. Данный вывод суда является правильным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Статьей 17 Закона № 128-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Статья 1 Закона № 89-ФЗ, раскрывая понятие «вид отходов», определяет его как совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; законодатель в целях конкретизации степени опасности отходов предусмотрел дополнительную систему классификации отходов. В целях реализации Закона № 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов. Данный федеральный классификационный каталог отходов (в редакции приказа Министерства природных ресурсов от 30.07.2003 № 663) является перечнем образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

Для систематизации отходов каждому виду отходов присвоен тринадцатизначный код, определяющий вид отходов и характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы, одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций, при этом 0 в коде обозначает, что эти данные не установлены для данного вида отходов, тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды, при этом 0 в коде обозначает, что класс опасности не установлен. Одновременно было разъяснено, что 1- I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности отходов.

Отходам (осадкам) из выгребных ям и хозяйственно-бытовым стокам, т. е. тем отходам, транспортировкой которых занимался предприниматель, присвоен код 95100000 00 000. Данный код обозначает, что класс опасности для данного вида отходов не установлен и они не могут быть отнесены к категории опасных. Данный вывод согласуется со статьей 14 Закона № 89-ФЗ, предусматривающей, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, а также установлены 5 степеней и классов опасности отходов. Так, нулевой класс опасности отходов говорит о том, что данная категория отходов не является опасной, и, соответственно, предприниматель не осуществляет транспортировку опасных отходов.

В подтверждение правильности данного вывода суд сослался на пункт 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ, согласно которому порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Следовательно, транспортировка опасных грузов автомобильным транспортом должна производиться в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (в редакции приказов Минтранса России от 11.06.1999 № 37, от 14.10.1999 № 77). Данный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень опасных отходов, перевозимых автомобильным транспортом, требующих наличие паспорта при транспортировке. Однако, отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки в данный перечень не включены.

Проанализировав содержание перечисленных правовых норм, суд пришел к правильному выводу, что заявитель не осуществлял перевозку опасных отходов, вследствие чего позиция прокурора о необходимости наличия у предпринимателя лицензии на транспортировку опасных отходов является ошибочной.

Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора.

Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежащим образом их оценил. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:      


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2009 по делу № А32-9809/2009-4/236-36АП оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:

файл-рассылка