ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. Дело № А32-194/2009-8/29

[Пунктами 161, 168, 177 Правил № 530 предусмотрены специальный порядок и условия ограничения режима потребления энергии в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы безопасности государства. Условия договора, не соответствующие этим требованиям, недействительны]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от истца - заместителя прокурора Краснодарского края - Лозы О.В. (удостоверение № 062388), от ответчиков: от открытого акционерного общества «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края», от Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района, в отсутствие третьих лиц: войсковой части 31853 и войсковой части 54036, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 по делу № А32-194/2009-8/29, установил следующее.

Заместитель прокурора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к КЭЧ района и ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» (далее - общество) о признании частично недействительным (ничтожным) пункта 2.12 заключенного ответчиками договора энергоснабжения от 01.01.2006 № 0087.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены войсковая часть 31853 и войсковая часть 54036.

Решением от 31.03.2009 пункт 2.12 договора энергоснабжения от 01.01.2006 № 0087 признан недействительным (ничтожным) в части права общества прекращать отпуск электроэнергии КЭЧ в случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств. Суд установил, что КЭЧ района является учреждением Министерства обороны Российской Федерации, обладающим статусом воинской части, на которое распространяется действие нормативных актов, определяющих особые условия и порядок введения ограничений на отпуск энергоресурсов. Пункт 2.12 договора в оспариваемой части признан противоречащим указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - указ № 1173), а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Постановление № 364).

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и отказать в иске. По мнению заявителя, оспариваемый пункт договора не мог быть признан недействительным, так как соответствует пунктам 161, 168 и 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530).

В судебном заседании представители истца и КЭЧ района просили оставить судебный акт без изменения. Представитель общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, КЭЧ (потребитель) и общество (энергоснабжающая организация) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2006 № 0087, предметом которого является продажа потребителю электроэнергии и мощности. Согласно пункту 2.12 договора энергоснабжающая организация вправе прекращать отпуск электроэнергии в перечисленных в данном пункте случаях, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств, установленных договором.

В соответствии с пунктом 1 указа № 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаются действиями, нарушающими безопасность государства. Правительству Российской Федерации предписано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Статьей 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Общество не оспаривает вывод о том, что КЭЧ относится к названным воинским подразделениям.

В соответствии с приложением № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 364, определяющим особые условия подачи электрической энергии и ее оплаты, обязательные для включения в договор энергоснабжения с организациями, обеспечивающими безопасность государства, энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Оспариваемый пункт договора предусматривает право общества прекращать отпуск электроэнергии КЭЧ района при любом неисполнении денежных обязательств без соблюдения названных особых условий, что не соответствует приведенным правовым актам и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет  недействительность данного положения договора.

Пунктами 161, 168, 177 Правил № 530 также предусмотрены специальный порядок и условия ограничения режима потребления в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы безопасности государства, не учитываемые договором.

При названных обстоятельствах удовлетворение судом заявленных требований следует признать обоснованным.

Основания для изменения или отмены решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:  


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 по делу № А32-194/2009-8/29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка