ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. Дело № А32-220/2009-8/30

[Оспариваемое условие договора предусматривает право общества прекращать отпуск электроэнергии КЭЧ района при любом неисполнении денежных обязательств без соблюдения названных особых условий, что не соответствует приведенным правовым актам и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет недействительность данного положения договора]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии от истца - заместителя прокурора Краснодарского края - Лозы О.В. (удостоверение № 062388), от ответчика - открытого акционерного общества «НЭСК», в отсутствие другого ответчика -  Армавирской квартирно-эксплуатационной части района и третьего лица - войсковой части 19119, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «НЭСК» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 по делу № А32-220/2009-8/30, установил следующее.

Заместитель прокурора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к Армавирской КЭЧ района (далее - КЭЧ) и ОАО «НЭСК» (далее - общество) о признании частично недействительным (ничтожным) пункта 2.2.5 заключенного ответчиками государственного контракта по энергоснабжению от 10.01.2007 № 018.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 19119.

Решением от 31.03.2009 пункт 2.2.5 государственного контракта по энергоснабжению от 10.01.2007 № 018 признан недействительным (ничтожным) в части права общества прекращать отпуск электроэнергии КЭЧ в случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств. Суд установил, что КЭЧ района является учреждением Министерства обороны Российской Федерации, обладающим статусом войсковой части, на которое распространяется действие нормативных актов, определяющих особые условия и порядок введения ограничений на отпуск энергоресурсов. Пункт 2.2.5 договора в оспариваемой части признан противоречащим указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Указ № 1173), а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Постановление № 364).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и отказать в иске. По мнению заявителя, оспариваемое условие договора не могло быть признано недействительным, так как соответствует пунктам 161, 168 и 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530).

В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу, представитель истца просил оставить судебный акт без изменения.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, КЭЧ (покупатель) и общество (продавец) заключили государственный контракт от 10.01.2007 № 018, предметом которого является передача продавцом электроэнергии и мощности на условиях и в количестве, определенном контрактом, в пределах мощности, разрешенной техдокументацией, а также урегулирование отношений, связанных с оказанием услуг по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению и оплата покупателем приобретенной электроэнергии (мощности) и оказанных услуг. В пункте 2.2.5 контракта предусмотрены случаи, когда продавец имеет право вводить ограничение режима потребления электроэнергии, в том числе в случае неоплаты полученной электроэнергии. В предпоследнем абзаце данного пункта закреплено, что в случае непогашения покупателем задолженности в полном объеме или невыполнении иного требования, указанного в уведомлении, через три дня вводится полное ограничение режима потребления.

В соответствии с пунктом 1 Указа № 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаются действиями, нарушающими безопасность государства. Правительству Российской Федерации предписано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Статьей 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Общество не оспаривает вывод о том, что КЭЧ относится к названным воинским подразделениям.

В соответствии с приложением № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 364, определяющим особые условия подачи электрической энергии и ее оплаты, обязательные для включения в договор энергоснабжения с организациями, обеспечивающими безопасность государства, энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Оспариваемое условие договора предусматривает право общества прекращать отпуск электроэнергии КЭЧ района при любом неисполнении денежных обязательств без соблюдения названных особых условий, что не соответствует приведенным правовым актам и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет  недействительность данного положения договора.

Пунктами 161, 168, 177 Правил № 530 также предусмотрены специальный порядок и условия ограничения режима потребления в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы безопасности государства, не учитываемые договором.

При названных обстоятельствах удовлетворение судом заявленного требования следует признать обоснованным.

Основания для изменения или отмены решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 по делу № А32-220/2009-8/30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:

файл-рассылка