ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. Дело № А53-4292/2009

[Суд первой инстанции установил, что оспариваемое распоряжение налоговой инспекции издано в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушило интересы общества, а потому вывод суда о том, что действия налоговой инспекции по проведению проверки при таких обстоятельствах не могут считаться незаконными, является правильным]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Фортуна», от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной  налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2009 по делу № А53-4292/2009, установил следующее.

ООО «Фортуна» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными распоряжения Инспекции Федеральной  налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) от 26.02.2009 № 16-08-11/4 о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, действий налоговой инспекции, выражающихся в проведении проверки 26.02.2009 кассы букмекерской конторы общества, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна. 64, 01, и составлении акта проверки от 26.02.2006.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2009 в удовлетворении заявления отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что принятие налоговой инспекцией в течение срока, установленного статьей 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», повторного распоряжения от 26.02.2009  № 16-08/11/4 на основании поручения от 17.02.2009 № 2-6-15/007 не нарушает права заявителя. Поскольку налоговая инспекция при проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах действовала в рамках поручений ФНС России от 17.02.2009 № 2-6-15/007 и УФНС России по Ростовской области от 18.02.2009 № 12-1-31/547, то довод общества о проведении проверки неуполномоченным органом отклоняется. Акт проверки от 26.02.2009 дополняет акт проверки от 24.02.2009. Составление двух актов не является нарушением прав и законных интересов заявителя.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 02.06.2009, полагая выводы суда не основанными на нормах права. Податель жалобы указывает, что в отношении него проведено две проверки 24.02.2009 и 26.02.2009, чем нарушены права заявителя. Результаты проверки, изложенные в акте от 26.02.2009, являются основанием для отказа в выдаче обществу лицензии.

В отзыве на кассационную жалобу  налоговая инспекция просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании  представители участвующих в деле лиц повторили, соответственно, доводы жалобы и отзыва на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее и выслушав  представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса и имело лицензию Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту № 000852 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия с 20.03.2003 по 20.03.2008.

Общество подало в ФНС России заявление от 14.01.2009 № 5 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Во исполнение Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 (далее - Положение о лицензировании), ФНС России распоряжением от 17.02.2009 № 2-6-15/007 поручила УФНС России по Ростовской области организовать и провести проверку возможности выполнения соискателем лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Распоряжением от 18.02.2009 № 12-1-31/547 УФНС России по Ростовской области поручило налоговой инспекции проведение указанной проверки.

Результаты проведенной проверки изложены в акте от 24.02.2009.

26 февраля 2009 года на основании распоряжения от 26.02.2009 № 16-08-11/4 проведена проверка на предмет деятельности общества соответствия требованиям, установленным частями а - ж статьи 4 Положения о лицензировании, по результатам которой составлен акт от 26.02.2009.

Согласно данному акту в нарушение пункта 16 статьи 4 и пункта 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон  № 244-ФЗ) на момент проведения проверки, оборудование, позволяющее вести единый учет, обработку ставок и выплату денежных выигрышей в данном игорном заведении не установлено. Документация, характеризующая и подтверждающая наличие специального оборудования, не представлена. Касса букмекерской конторы расположена в жилом доме, на земельном участке расположены объекты жилищного фонда, чем нарушен пункты 2 и 3 статьи 15 Закона № 244-ФЗ и подпункт «г» пункта 4 Положения о лицензировании. В нарушение пункта 4 статьи 6 Закона № 244-ФЗ и подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании личная безопасность участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и его работников не обеспечивается. Служебная зона не является обособленной частью игорного заведения, как того требуют пункты 22, 23 статьи 4 Закона № 244-ФЗ, подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании. Лицензионные требования в части обеспечения личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников общества не соблюдены.

Налоговая инспекция пришла к выводу о том, что соискателем лицензии не созданы условия для организации проведения азартных игр.

ФНС России уведомила общество об отказе в предоставлении лицензии в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, наличием в документах, представленных соискателем, недостоверной и искаженной информации (письмо от 03.03.2009 № 2-6-15/00008).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными распоряжения от 26.02.2009 № 16-08-11/4 о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, действий налоговой инспекции, выразившихся в проведении проверки 26.02.2009 кассы букмекерской конторы общества и составлении акта проверки от 26.02.2006.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 244-ФЗ букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой (пункт 2 Положения о лицензировании).

В соответствии с пунктом 9 указанного Положения при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 Положения документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит по каждому адресу предполагаемого соискателем лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон № 134-ФЗ) мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

Суд установил, что во исполнение поручения ФНС России от 17.02.2009  № 2-6-15/007 в течение срока, предусмотренного статьей 7 Закона № 134-ФЗ, налоговая инспекция издала распоряжение о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 26.02.2009  № 16-08/11/4. Доказательств противоправности действий заинтересованного лица не представлено.

Согласно статье 9 Закона № 134-ФЗ по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

Общество по сути не оспаривает законность выводов, изложенных в актах проверки от 24.02.2009 и 26.02.2009, положенных в основу уведомления от 05.03.2009  № 2-6-15/00012. В данном случае составление двух актов не является нарушением прав и законных интересов заявителя. Кроме того, акт проверки от 24.02.2009 и акт проверки от 26.02.2009  по сути являются идентичными и не противоречащими друг другу.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации  и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации    ненормативный акт государственного органа  может признан судом недействительным  если он не  соответствует  закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Суд первой инстанции установил, что оспариваемое распоряжение налоговой инспекции издано в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушило интересы общества, а потому вывод суда о том, что действия налоговой инспекции по проведению проверки при таких обстоятельствах не могут считаться незаконными, является правильным.

Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела,  им  дана надлежащая оценка.    

Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Обществом при подаче жалобы излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 тыс. рублей, которая подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:      


решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2009 по делу № А53-4292/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

ООО «Фортуна» возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 тыс. рублей по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:

файл-рассылка