• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. Дело № А25-1496/2007-14

[Включение в договоры условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема
газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора, а выводы судебных инстанций при оценке оспариваемых актов управления являются правомерными]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз», в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике и третьих лиц: открытого акционерного общества «Черкесский завод резиновых технических изделий», общества с ограниченной ответственностью «Вектор», открытого акционерного общества «Кавказ», общества с ограниченной ответственностью «Черкесскстром», извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.04.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 по делу № А25-1496/2007-14, установил следующее.

ООО «Кавказрегионгаз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительными решений от 13.11.2007 № 1120 и от 15.11.2007 № 1125, 1127, 1129 и предписаний от 16.11.2007 № 20 и от 19.11.2007 № 21, 22, 23 Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган; управление).

Определением от 03.04.2008 требования общества об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа, заявленные по делам № А25-1496/07-14, А25-1497/07-14, А25-1499/07-14, А25-1500/07-14, объединены в одно производство с присвоением делу номера А25-1496/07-14.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ООО «Черкесскстром», ОАО «Черкесский завод резиновых технических изделий», ООО «Вектор», ОАО «Кавказ».

Решением от 15.04.2008 оспариваемые решения и предписания управления признаны недействительными в части признания ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство действиями по включению в договоры поставки газа условий о применении авансовых платежей, неустойки за невыборку газа и условий о переходе на резервные виды топлива, а также обязания исключить данные условия из договоров. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд указал, что условия договоров не могут считаться навязанными контрагентам в случаях, когда они соответствуют требованиям правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения. Поскольку условия договоров о применении ежемесячного авансового платежа, неустойки за невыборку газа и о переходе на резервные виды топлива не противоречат законодательным нормам, в действиях ООО «Кавказрегионгаз» в названной части отсутствует состав антимонопольного нарушения, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции). Условие о применении повышающих коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа не соответствует верхнему пределу коэффициента для оплаты дополнительного объема газа, установленному пунктом 17 Правил поставки газа (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162), включение данного условия в договоры поставки газа признано судами навязыванием невыгодных условий.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 решение от 15.04.2008 частично отменено, в удовлетворении заявления о признании недействительными решений и предписаний в части нарушения обществом антимонопольного законодательства действиями по включению в договоры условий о переходе на резервные виды топлива и обязания исключить данные условия из договоров отказано, в остальной части решение от 15.04.2008 оставлено без изменения. Апелляционный суд сослался на то, что включение ООО «Кавказрегионгаз» условий о наличии и готовности к работе резервных топливных хозяйств и переходе на резервные виды топлива без учета наличия либо отсутствия у покупателя резервного газового хозяйства является неправомерным и должно признаваться навязыванием контрагенту невыгодных условий.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2008 судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления ООО «Кавказрегионгаз» отменены, решения от 13.11.2007 № 1120 и от 15.11.2007 № 1125, 1127, 1129 и предписания от 16.11.2007 № 20 и от 19.11.2007 № 21, 22, 23 признаны недействительными в полном объеме, в остальной части решение и постановление оставлены без изменения.

Антимонопольный орган обратился с заявлением о пересмотре постановления кассационной инстанции от 01.10.2008 о признании недействительными решений и предписаний в части признания ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство действиями по включению в договоры поставки газа условий о применении повышающих тариф коэффициентов за сверхнормативное потребление газа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2009 заявление управления удовлетворено, постановление от 01.10.2008 в части отмены решения от 15.04.2008 и постановления апелляционного суда от 10.07.2008 об отказе в признании недействительными решений от 13.11.2007 № 1120 и от 15.11.2007 № 1125, 1127, 1129 и предписаний от 16.11.2007 № 20 и от 19.11.2007 № 21, 22, 23 в части признания ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство действиями по включению в договоры поставки газа условий о применении повышающих коэффициентов за сверхнормативное потребление газа отменено, кассационная жалоба ООО «Кавказрегионгаз» на решение от 15.04.2008 и апелляционное постановление от 10.07.2008 назначена к рассмотрению. Судебный акт мотивирован тем, что после принятия кассационного постановления от 01.10.2008 практика применения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции и пункта 17 Правил поставки газа определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.04.2009 по делу № 15747/08 о она отлична от выводов, сделанных в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

В кассационной жалобе ООО «Кавказрегионгаз» просит частично отменить решение и постановление и признать решения и предписания управления незаконными в полном объеме. Заявитель сослался на отсутствие в его действиях нарушений антимонопольного законодательства; разногласия при заключении договора стороны вправе разрешить в судебном порядке; доказательства совершения действий по навязыванию невыгодных условий договора не представлены. В дополнении к жалобе заявитель указывает, что обстоятельства спора по настоящему делу и делу, по которому отменен судебный акт вышестоящим судом, различна; полагает, что практика рассмотрения подобных споров надзорной инстанцией изменилась, в подтверждение чего представил определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы.

По делу объявлялся перерыв до 06.08.3009.

Изучив материалы дела и выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты в указанной части следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, ООО «Кавказрегионгаз» направило третьим лицам проекты долгосрочных договоров поставки газа на 2008 - 2012 гг., которые подписали их с протоколами разногласий по ряду пунктов. ООО «Кавказрегионгаз» протоколы разногласий согласовало в части, с остальными не согласилось.

Третьи лица обратились в антимонопольный орган с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся, по их мнению, в навязывании ООО «Кавказрегионгаз» невыгодных условий договора поставки.

При рассмотрении заявлений антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО «Кавказрегионгаз», настаивая на своих редакциях договоров поставки газа, навязывает третьим лицам невыгодные условия договора. Решениями от 13.11.2007 № 1120 и от 15.11.2007 № 1125, 1127, 1129 действия ООО «Кавказрегионгаз» признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции). Антимонопольный орган выдал предписания от 16.11.2007 № 20 и от 19.11.2007 № 21, 22, 23, согласно которым ООО «Кавказрегионгаз» обязано исключить из проектов договоров условия, противоречащие Правилам поставки газа (навязывание необоснованных штрафных коэффициентов 1,9 и 1,5 вместо 1,5 и 1,1, введение неустановленных нормативными правовыми актами неустоек за невыборку газа, навязывание режимов потребления газа, требования по оплате аванса за потребляемый газ в размере 100% и требования по переходу на резервные виды топлива).

ООО «Кавказрегионгаз», полагая, что решение и предписание антимонопольного органа незаконны, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Из материалов дела следует, что ООО «Кавказрегионгаз» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке сетевого газа.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.

В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.

Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Из пунктов 15, 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной нежели та, которая установлена в договоре.

В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Третьи лица, получив проект договора поставки газа и не согласившись с некоторыми из его условий, направило протокол разногласий, который ООО «Кавказрегионгаз» в большей части, в том числе и в отношении применения штрафных коэффициентов 1,9 и 1,5, был отклонен. Между тем в пункте 3.5 договора предусмотрен «штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, который определяется следующим образом: в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора; в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора».

Кроме того, в данном пункте указано, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года. Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа. То есть упомянутыми договорами устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа.

Таким образом, включение в договоры условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора, а выводы судебных инстанций при оценке оспариваемых актов управления являются правомерными.

Доводы заявителя о том, что обстоятельства спора по настоящему делу и делу, по которому Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации отменен судебный акт, различны; практика рассмотрения подобных споров надзорной инстанцией изменилась, подлежат отклонению. Кассационный суд, отменяя свое постановление по вновь открывшимся обстоятельствам, признал, что Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.04.2009 по делу № 15747/08 определена иная практика применения норм закона, отличная от выводов, ранее сделанных кассационной инстанцией. Ссылка заявителя на ряд определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которыми отказано в передаче дел в Президиум, безосновательна, поскольку они не устанавливают практику рассмотрения споров.

Пояснения представителей заявителя о том, что спорные условия договоров согласованы обществом с покупателями до принятия антимонопольным органом оспариваемых актов, не подтверждены материалами дела.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены обжалованных судебных актов в указанной части отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.04.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 по делу № А25-1496/2007-14 в части признания ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство действиями по включению в договоры поставки газа условий о применении повышающих коэффициентов за сверхнормативное потребление газа оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Кавказрегионгаз» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А25-1496/2007-14
Принявший орган: Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 06 августа 2009

Поиск в тексте