ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. Дело № А32-12283/2007-55/307- 2006-35/157

[Поскольку ответчик не представил доказательств исполнения принятых на себя обязательств по погашению задолженности по централизованным кредитам, суды обоснованно взыскали с ассоциации за 2005 - 2007 годы 2 290 152 рубля задолженности]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии от истца - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, в отсутствие ответчика - закрытого акционерного общества «Ассоциация переработчиков сои “Ассоя”», извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Ассоциация переработчиков сои “Ассоя”» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу № А32-12283/2007-55/307- 2006-35/157, установил следующее.

Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ассоциации переработчиков сои «Ассоя» (далее - ассоциация) о взыскании 3 847 115 рублей 06 копеек долга по централизованным кредитам за 2006 - 2007 годы.

Решением от 25.01.2008 в иске отказано. Суд установил, что ассоциация является заемщиком предоставленных в 1993 - 1994 годах организациям агропромышленного комплекса централизованных кредитов, по которым задолженность, включая проценты, переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъекта Российской Федерации (Краснодарского края). Ассоциация выдала департаменту письменное обязательство от 19.06.1995 о безусловной выплате краевому бюджету задолженности в размере 11 541 347 деноминированных рублей. В соответствии со статьей 66 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» погашение кредитов для организаций агропромышленного комплекса перенесено на период с 01.01.2005 по 01.12.2010. Приказами департамента от 22.11.2005 № 366 и от 25.12.2006 № 267 снижена задолженность ассоциации перед краевым бюджетом со сроками погашения в 2005 (на 30%) и 2006 (на 30%) годах. Оставшуюся задолженность (4 580 304 рубля) ответчик обязан погасить истцу в 2008 - 2010 годах. Поскольку срок погашения долга не наступил, требование департамента является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Постановлением суда кассационной инстанции от 24.04.2008 решение от 25.01.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Кассационный суд указал, что в силу закона № 150-ФЗ погашение задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям агропромышленного комплекса, производится с 01.01.2005 по 01.12.2010 ежегодно равными долями. В приказах департамента отсутствует указание на то, что задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам снижается путем полного освобождения их от уплаты частей этого долга в 2005 и 2006 годах. Поскольку уменьшение текущей задолженности ответчика не связано с изменением сроков уплаты им оставшегося к погашению долга, суду следует обсудить возможность применения к отношениям сторон механизма, позволяющего распределить не требующую оплаты сумму (6 961 043 рубля) на весь установленный законом период погашения ассоциацией задолженности (равными долями) и обеспечить баланс интересов спорящих сторон.

При новом рассмотрении дела департамент изменил размер иска и просил взыскать 4 580 304 рубля задолженности по централизованным кредитам со сроком уплаты в 2005 году - 1 923 557 рублей 80 копеек, в 2006 году - 1 923 557 рублей 80 копеек, в 2007 году - 733 188 рублей 40 копеек.

Решением от 15.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.05.2009, с ассоциации в пользу департамента взыскано 2 290 152 рубля задолженности, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что сумма задолженности, подлежащая уплате в краевой бюджет, составляет 4 580 304 рубля; ответчик обязан погашать задолженность ежегодно равными долями в период с 01.01.2005 по 01.12.2010, поэтому за 2005 - 2007 годы уплате подлежит взысканная сумма (4 580 304 : 6 х 3 = 2 290 152).

В кассационной жалобе ассоциация просит отменить судебные акты и отказать во взыскании 2 290 152 рублей. По мнению заявителя, сумма задолженности ответчика подлежит уменьшению в соответствии с Законом Краснодарского края от 18.12.2006 № 1158 КЗ «О краевом бюджете на 2007 год» в связи с тем, что уменьшена задолженность Краснодарского края перед федеральным бюджетом. Ссылки суда на выводы и указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции от 24.04.2008, несостоятельны, поскольку сделаны без учета положений указанного закона. Апелляционный суд необоснованно применил к сложившимся правоотношениям статью 819 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель департамента просил оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют законодательству.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ассоциация является заемщиком предоставленных в 1993 - 1994 годах организациям и предприятиям агропромышленного комплекса централизованных кредитов, задолженность по которым и начисленным по ним процентам переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъекта Российской Федерации (Краснодарского края).

После переоформления задолженности ассоциация выдала департаменту письменное обязательство от 19.06.1995 о безусловной уплате краевому бюджету 11 541 347 тыс. неденоминированных рублей (равными долями в течение шести лет начиная с 1999 года) с возмещением расходов на обслуживание государственного долга в размере 10% годовых. Данное обязательство ответчиком не оспорено, является действительным и подлежит исполнению.

По соглашению об уступке права требования от 06.07.1995, заключенному во исполнение Федерального закона от 24.04.1995 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитным ресурсам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса», департамент приобрел у коммерческого банка «Кубинбанк» права (требования) к ответчику в отношении задолженности по кредитным договорам от 17.11.1993 № 288, от 18.07.1994 № 72 на сумму 11 541 347 тыс. неденоминированных рублей.

20 декабря 2002 года стороны подписали акт сверки (л. д. 121), в котором подтвердили задолженность ассоциации по состоянию на 01.01.2003 в размере 11 541 347 деноминированных рублей и согласовали график ее погашения, соответствующий положениям статьи 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год». Стороны указали, что долг погашается ассоциацией ежегодно равными частями (по 1 923 558 рублей).

Во исполнение статьи 64 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» Минфин России и администрация Краснодарского края подписали соглашение от 23.05.2005 № 4/64, которым предусмотрели, что при выполнении его условий, начиная с 2005 года, ежегодно в течение трех лет уменьшается на 30% сложившаяся по состоянию на 01.01.2005 задолженность края по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантию края задолженность сельскохозяйственных организаций по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам.

В связи с выполнением субъектом Российской Федерации условий указанного соглашения, задолженность Краснодарского края перед федеральным бюджетом уменьшена на 60%.

Приказами департамента от 22.11.2005 № 366 и от 25.12.2006 № 267 снижена задолженность ассоциации перед краевым бюджетом по централизованным кредитам на сумму 6 961 043 рубля (в новом масштабе цен).

Задолженность ассоциации явилась поводом для обращения департамента в арбитражный суд с иском.

В соответствии со статьей 66 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» погашение задолженности перед федеральным бюджетом по указанным централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям агропромышленного комплекса, производится с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года ежегодно равными долями. Обязанность ответчика погашать (равными частями) задолженность по ранее выданным централизованным кредитам предусмотрена и в письменном обязательстве ассоциации от 19.06.1995, выданном департаменту. Такая же обязанность закреплена сторонами и в акте сверки от 20.12.2002.

Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установили, что сумма задолженности, подлежащая уплате в краевой бюджет с учетом ее уменьшения, составляет 4 580 304 рубля. Ассоциация обязана погашать задолженность ежегодно равными долями в период с 01.01.2005 по 01.12.2010.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий  не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Поскольку ответчик не представил доказательств исполнения принятых на себя обязательств по погашению задолженности по централизованным кредитам, суды обоснованно взыскали с ассоциации за 2005 - 2007 годы 2 290 152  рубля задолженности.

Довод ассоциации о том, что сумма задолженности ответчика подлежит уменьшению в соответствии с Законом Краснодарского края от 18.12.2006 № 1158 КЗ «О краевом бюджете на 2007 год», был предметом оценки апелляционного суда и правомерно отклонен. Соответствующее уменьшение задолженности по обязательствам заемщиков перед краевым бюджетом при уменьшении долга края перед федеральным бюджетом не производится автоматически. После переоформления задолженности ответчик обязался безусловно уплатить долг, поэтому вопрос о его уменьшении является правом истца. Заявитель не указал на наличие в деле доказательств, которые не были исследованы и оценены судебными инстанциями. Доводы о том, что ссылки суда на выводы и указания, содержащиеся в постановлении кассационной инстанции, несостоятельны, апелляционный суд необоснованно применил статью 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и подлежат отклонению.

С учетом изложенного основания для отмены судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу № А32-12283/2007-55/307- 2006-35/157 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

текст документа сверен по:

файл-рассылка