ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. Дело № А32-25555/2008-3/403

[Так как общество незаконно привлечено к налоговой ответственности, ему необоснованно доначислены НДС и пени, что установлено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2007 по делу № А32-6540/2007-33/142, а налоговая инспекция взыскала задолженность 21.05.2007, при этом излишне взысканная сумм задолженности возвращена обществу 10.09.2008, то судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии оснований для взыскания процентов. Налоговая инспекция не оспаривает период начисления процентов]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании  заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Стэнойл» и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания  (уведомления № 2192, 021910), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда  Краснодарского края от 05.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу № А32-25555/2008-3/403, установил следующее.

ООО «Стэнойл»   (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о взыскании 482 280 рублей 51 копейки  процентов за нарушение срока возврата излишне взысканного налога (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009, с налоговой инспекции в пользу общества взыскано 475 694 рубля 13 копеек процентов. В удовлетворении остальной части требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт излишне взысканной задолженности, поэтому общество правомерно обратилось с заявлением о взыскании процентов. Однако общество неправильно применило  методику расчета процентов.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебные акты отменить. По ее мнению, при расчете процентов суд должен был исходить из того, что год состоит из 12 календарных месяцев, т. е. 365 дней или 366 дней, следовательно, расчет, произведенный судом, не соответствует действующим в настоящее время приказу Федеральной налоговой службы России от 15.09.2005 № САЭ-3-19/446@ и Бюджетному кодексу Российской Федерации. Суд неверно изложил резолютивную часть решения, так как формулировка резолютивной части решения должна быть изложена следующим образом: «Обязать налоговую  инспекцию произвести возврат процентов за несвоевременный возврат налогов, пени, штрафов».

В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на жалобу общество не представило.

Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела,  решением налоговой инспекции от 01.03.2007 № 49с1 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 400 397 рублей штрафа по НДС, обществу доначислено 4 859 031 рубль НДС и 1 146 640 рублей 72 копейки пени.

23 апреля 2007 года налоговая инспекция приняла решение о взыскании с общества налогов, пеней и штрафов № 25270 на общую сумму в размере 3 549 036 рублей 72 копеек. Извещением от 30.05.2007 № 19508 налоговая инспекция сообщила обществу о проведении зачета переплаты по налогам в счет недоимки по указанному выше решению.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2007 по делу № А32-6540/2007-33/142, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2008, решение налоговой инспекции от 01.03.2007 № 49с 1 признано недействительным в части доначисления 3 241 647 рублей НДС, соответствующей пени и 76 921 рубля штрафа.

В связи с отменой решения налогового органа от 01.03.2007 № 49с1 общество 29.08.2008 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением № 29 о возврате 3 241 647 рублей НДС, 810 088 рублей пени и 76 921 рубля штрафа

Платежными поручениями от 04.09.2008 № 170 - 173 налоговая инспекция  перечислила обществу излишне взысканный налог, пени и штраф. Поскольку проценты за несвоевременный возврат излишне взысканных денежных средств налоговый орган не перечислил, общество обратилось с  заявлением в суд.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет этих сумм в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 9 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

При установлении факта излишнего взыскания налога налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, процентов на эту сумму.

В силу пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика об этом. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Так как общество незаконно привлечено к налоговой ответственности, ему необоснованно доначислены НДС и пени, что установлено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2007 по делу № А32-6540/2007-33/142, а налоговая инспекция взыскала задолженность 21.05.2007, при этом излишне взысканная сумм задолженности возвращена обществу 10.09.2008, то судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии оснований для взыскания процентов. Налоговая инспекция не оспаривает период  начисления процентов.

Довод налоговой инспекции о неправильности применения методики расчета процентов, правомерно отклонен ввиду отсутствия в статьях 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации специальных указаний о порядке расчета ставки рефинансирования возможно применить закон по аналогии и исходить из среднего числа дней в году - 360.

Апелляционная инстанция правомерно отклонила довод налоговой инспекции о неправильном изложении резолютивной части решения, так как неточная формулировка относительно обязанностей налогового органа в резолютивной части решения суда не препятствовала налоговой инспекции правильно исполнить решение суда.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда  Краснодарского края от 05.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу № А32-25555/2008-3/403 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

текст документа сверен по:

файл-рассылка