ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2009 г. Дело № А63-16497/2008-С6-22

[Факт непредставления обществом документов и сведений по запросу управления и несообщения о невозможности
 их предоставления по причине отсутствия в установленный срок подтверждается материалами дела и самим
обществом не оспаривается. При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании  заявителя - открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления № 40501, 40502), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 9 апреля 2009 года по делу № А63-16497/2008-С6-22, установил следующее.

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 11.09.2008 № 173-А о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 500 тыс. рублей штрафа.

Решением суда от 9 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 11.09.2008 № 173-А признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован нарушением управлением предусмотренного Кодексом порядка привлечения общества к административной ответственности, выразившегося в привлечении двух юридических лиц к административной ответственности одним постановлением.

Законность и обоснованность судебного акта судом апелляционной инстанции не проверялись.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда.  В обоснование жалобы управление указывает на правомерность привлечения к административной ответственности. Постановлением управления общество привлечено как единоличный исполнительный орган ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» за правонарушение, совершенное последним.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения.

Общество заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с невозможностью представителя общества явиться в судебное заседание.  Суд кассационной инстанции полагает ходатайство оставить без удовлетворения и рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением от 21.03.2008 № АГ/6029 управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Республики Дагестан. Согласно запросу управления общество в срок до 31.07.2008 должно было представить информацию по ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» для проведения анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии. В указанный срок запрашиваемая информация обществом не представлена. По факту непредставления по запросу информации управление определением от 05.08.2008 № 173-А возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. По результатам проведения административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении от 28.08.2008 № 102/173А.

Постановлением управления от 11.09.2008 № 173-А общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса в виде 500 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность.

Объективной стороной данного правонарушения является непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации) либо представление заведомо недостоверных сведений.

В соответствии с пунктами 1, 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно части 1 статьи 25 Закона коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Из материалов дела следует, что по запросу управления от 09.07.2008 № 20-06/1859  о предоставлении сведений о получении ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» статуса гарантирующего поставщика, установленных для него тарифов, а также отношений между гарантирующим поставщиком, иными энергосбытовыми организациями, осуществляющими деятельность по купле-продаже электрической энергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика, и потребителями электрической энергии, общество запрашиваемую информацию не представило.

Согласно статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт непредставления обществом документов и сведений по запросу управления и несообщения о невозможности их предоставления по причине отсутствия   в установленный срок подтверждается материалами дела и самим обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса.

Вместе с тем, как правильно установлено судом, привлекая общество к административной ответственности, управление нарушило требования, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса. В соответствии с указанной статьей  Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

Постановлением управления от 11.09.2008 № 173-А к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса привлечено два юридических лица (общество и ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»), при этом указана общая сумма штрафа - 500 тыс. рублей.  При рассмотрении дела суд установил, что общество и ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» являются самостоятельными юридическими лицами. Поскольку Кодекс не допускает вынесения одного постановления о привлечении к административной ответственности нескольких лиц, то суд правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления управления.   

Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа    

     
ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 9 апреля 2009 года по делу № А63-16497/2008-С6-22 оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

   

текст документа сверен по:

файл-рассылка