• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2007 г. N Ф08-5389/2007

Дело N А63-16640/2006-С3

[Требование истца о взыскании неполученных доходов в результате предоставления льгот по
оплате газа правомерно удовлетворено за счет казны Российской Федерации]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Ставропольрегионгаз" и ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение от 28.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 23.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-16640/2006-С3, установил следующее.

ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации Ставропольского края о взыскании 17 063 рублей 65 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) по оплате потребленного природного газа в декабре 2004 г. Решением от 28.12.06 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.03.07 решение от 28.12.06 изменено, взысканная сумма снижена до 14 460 рублей 72 копеек. Спорная сумма взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В части требований к Управлению труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации Ставропольского края производство по делу прекращено в связи с ликвидацией указанного лица. К остальным ответчикам в иске отказано. Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета. Суды установили, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона о защите инвалидов в 2004 году, в полном объеме использованы по целевому назначению. Материалами дела не подтверждено наличие неиспользованного остатка по выделенным из федерального бюджета субвенциям. Поскольку финансирование реализации Закона о защите инвалидов не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить решение. Заявитель полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд ошибочно признал федеральный бюджет единственным источником финансирования расходов на предоставление льгот инвалидам. Заявитель сослался на нарушение пункта 15 статьи 5 Закона о защите инвалидов, по которому формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данной статей не установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют бюджеты субъектов только в части расходов на дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов. Заявитель указал, что статей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Суд не учел, что согласно постановлению Правительства от 14.07.01 N 536 на реализацию Закона о защите инвалидов бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций предоставляются субсидии. В данном случае предоставление субсидии предполагает участие бюджета Ставропольского края в реализации Закона о социальной защите инвалидов путем формирования бюджета в части расходов на социальную защиту инвалидов. При необходимости органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могли внести в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении размера субсидий и субвенций, выделяемых для покрытия расходов из Фонда компенсаций на реализацию Закона о защите инвалидов, в том числе предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями. Министерство финансов Российской Федерации в полном объеме исполнило обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" субъекту Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из дела, общество (поставщик) и Управление труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации (управление) заключили договор от 01.01.04 N 49/27-6/08-0006/04 о предоставлении 50% скидки по оплате природного газа инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, приживающим на территории Предгорного района в соответствии с Законом о защите инвалидов. По условиям договора общество обязалось предоставить льготы по оплате газа указанной категории потребителей, а управление - по мере поступления средств из Фонда компенсации и в пределах бюджетных ассигнований оплачивать на основании актов-сверок и счетов-фактур расходы общества, связанные с предоставлением льгот.

Поставщик предоставил инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в декабре 2004 года в связи с предоставлением льгот, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 17 063 рублей 65 копеек.

В обоснование исковых требований общество представило суду реестры льготников за спорный период, копии паспортов и справок льготников, справку о задолженности федерального бюджета, выданную краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 N 70-П "О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством" и распоряжения Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 17.06.05 N 59, а также акт сверки расчетов от 24.01.05 N 239, подписанный представителями общества и Управления труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации, подтверждающий наличие и сумму спорной задолженности.

Суд первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами документы и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что фактическая потребность Ставропольского края в средствах на компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2004 году превысила установленный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.

В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном Законе не определен.

Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация не вправе устанавливать льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23).

Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона о защите инвалидов (в редакции, действующей в спорный период) к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1, 14 и 15 статьи 5 Закона). Следовательно, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.05) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 утверждено положение "О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"" (далее Положение). Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. В силу пункта 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Федеральным законом от 06.05.03 N 52-ФЗ в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" введена статья 15.6, согласно которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за газ, должны финансироваться из федерального бюджета.

Поскольку расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за газ, должны финансироваться из федерального бюджета, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Исполнение Министерством финансов Российской Федерации в полном объеме обязательств по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" субъекту Российской Федерации не может служить обстоятельством, освобождающим Министерство финансов Российской Федерации от погашения образовавшейся задолженности, и возложении этой обязанности на соответствующий субъект (Ставропольский край).

Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, что в силу статей 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.

Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства и пришли к правильным выводам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены оспариваемых актов, не установлено.

При определении суммы задолженности апелляционная инстанция правомерно приняла во внимание, что согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


постановление апелляционной инстанции от 23.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-16640/2006-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-16640/2006-С3
Ф08-5389/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 29 августа 2007

Поиск в тексте