• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2007 г. N Ф08-5364/2007

Дело N А32-19119/2006-60/382

 [Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что срок
подачи заявления о возврате переплаты по налогу не пропущен]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому раойну, в отсутствие заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "Елена", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.07 по делу N А32-19119/2006-60/382, установил следующее.

ООО "Торгово-коммерческая фирма "Елена" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району (далее - налоговая инспекция) по отказу от 22.06.06 N 10-8009 в возврате излишне уплаченного единого налога на вмененный доход и об обязании налоговой инспекции возвратить обществу излишне уплаченную сумму налога в размере 71 253 рублей 76 копеек, а также о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога (уточненные требования).

Решением суда от 13.03.07 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что за обществом числится переплата по единому налогу на вмененный доход в сумме 71 253 рубля 76 копеек, образовавшейся в пределах трехлетнего срока.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что особый порядок проведения зачета сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, установленный статьей 5 Федерального закона от 24.07.02 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ), применялся только в 2002 году. С 01.01.03 действует общий порядок проведения зачета и возврата, установленный статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество пропустило срок, установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Общество заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу в связи с занятостью представителя общества в судебном заседании по другому делу. Суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения ходатайства не имеется.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, общество зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы администрации Темрюкского района от 02.10.91 N 373/14, что подтверждается свидетельством N 0133 серия А.

Общество, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, в 2002 году уплатило в соответствующие бюджеты 236 822 рублей 06 копеек единого социального налога.

Федеральным законом N 104-ФЗ внесены изменения, согласно которым плательщики единого налога на вмененный доход не уплачивают единый социальный налог. Этому правилу придана обратная сила и установлено, что оно применяется с 01.01.02.

В связи с уплатой в течение 2002 года единого социального налога общество письмами от 09.12.02 N 187 и от 11.12.02 N 184 обратилось в налоговую инспекцию с просьбой произвести зачет переплаты по единому социальному налогу в счет уплаты единого налога на вмененный доход.

Налоговая инспекция производила зачет переплаты по данному налогу до конца 2005 года, что подтверждается копиями главной книги предприятия за 2002-2006 годы, выписками из лицевых счетов за 2004-2005 годы. По состоянию на 01.01.06 переплата по единому налогу на вмененный доход составила 71 253 рубля 76 копеек.

9 июня 2006 года общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 279 о возврате излишне уплаченного в 2002 году единого налога на вмененный доход в сумме 71 253 рублей 76 копеек.

20.06.06 проведена сверка расчетов между обществом и налоговой инспекцией, согласно которой переплата по единому налогу на вмененный доход составила 71 253 рубля 76 копеек.

Письмом от 22.06.06 налоговая инспекция проинформировала общество о невозможности возврата спорной суммы на расчетный счет общества в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество, не согласившись с указанными действиями налоговой инспекции, обжаловало их в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Статьей 4 Федерального закона N 104-ФЗ в Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) внесены изменения, исключающие единый социальный налог, уплачиваемый по видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, из состава платежей, которые взимаются с плательщиков единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Абзацем 1 статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования плательщиками единого налога на вмененный доход, подлежат зачету в счет сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона N 148-ФЗ.

При этом в статье 8 Федерального закона N 104-ФЗ указано, что названные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Возврат уплаченных плательщиками единого налога на вмененный доход в 2002 году сумм единого социального налога, а также зачет в счет других платежей, кроме единого налога на вмененный доход, Федеральным законом N 104-ФЗ не предусмотрен.

В связи с введением в действие с 1 января 2003 года главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Федеральный закон N 148-ФЗ утратил силу с 01.01.03.

Следовательно, особый порядок проведения зачета сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году плательщиками единого налога на вмененный доход, установленный статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ, применялся только в 2002 году.

То есть с 2003 года действует общий порядок проведения зачета (возврата), установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществила зачет 165 568 рублей 30 копеек единого социального налога в счет уплаты единого налога на вмененный доход, зачисляемого в федеральный бюджет и Фонд социального страхования. Возврат оставшейся незачтенной суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в общеустановленном порядке, налоговой инспекцией не произведен со ссылкой на пропуск срока подачи заявления.

Удовлетворяя требования заявителя о возврате 71 253 рублей 76 копеек переплаты по налогу, суд первой инстанции, ссылаясь на статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.01 N 173-О, пришел к выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению, поскольку действуют общие правила исчисления срока давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в связи с проведением действий по урегулированию спора в досудебном порядке, проведением частичного зачета имеющейся переплаты по декларациям по единому налогу на вмененный доход до 01.01.06 обществу о нарушении его права стало известно 22.06.06, то есть в момент получения ответа налоговой инспекции N 10-8009 о невозможности возврата 71 253 рублей единого социального налога.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что срок подачи заявления о возврате переплаты по налогу не пропущен.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал бездействие налогового органа, выразившееся в отказе возвратить сумму переплаты, незаконным и правомерно удовлетворил требование о возврате переплаты по налогу.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.07 по делу N А32-19119/2006-60/382 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-5364/2007
А32-19119/2006-60/382
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 29 августа 2007

Поиск в тексте