• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2007 г. N Ф08-5101/2007

Дело N А63-16839/06-С1

[Суд правомерно удовлетворил требования о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением населению
 льгот по оплате услуг связи, за счет средств казны Российской Федерации, поскольку выделенных из федерального
бюджета субъекту РФ денежных средств на реализацию федерального закона оказалось недостаточно]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания" в лице структурного подразделения филиала "Электросвязь Ставропольского края" ОАО "ЮТК" - Технический центр электросвязи г. Ставрополь, ответчика Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц: Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах городах Администрации г. Ставрополя, Министерства финансов Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.05.07 по делу N А63-16839/06-С1, установил следующее.

ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (далее - общество) в лице структурного подразделения филиала "Электросвязь Ставропольского края" ОАО "ЮТК" - Технический центр электросвязи г. Ставрополь (далее - технический центр) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о возмещении 1 474 724 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах).

Решением от 03.05.07 требования общества удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 1 474 724 рубля убытков. Судебный акт мотивирован тем, что расходы технического центра по предоставлению населению льгот по оплате услуг связи на основании Закона о ветеранах в 2004 году составили 1 474 724 рубля. Это подтверждается материалами дела. Удовлетворяя исковые требования за счет Минфина России, суд исходил из следующего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение от 03.05.07, в иске к Минфину России отказать. Заявитель указывает, что статья расходов средств федерального бюджета по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которое являлось главным распорядителем этих средств. В соответствии со статьей 110.1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" в 2005 году Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации выделено 542 169 900 рублей на исполнение судебных решений по искам, предъявленным к упраздненному Министерству труда и социального развития Российской Федерации, за оказанные операторами связи в 2000 - 2004 годах услуги ветеранам и инвалидам в соответствии с Законом о ветеранах.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.01.04 по 31.12.04 общество предоставляло лицам, которые в силу Закона о ветеранах имеют на это право, льготу в виде бесплатной установки квартирного телефона и 50 % льготу по абонентской оплате за пользование квартирным телефоном на общую сумму 29 102 401 рубль 39 копеек.

В подтверждение оказанных услуг общество предоставило следующие документы: ежемесячные акты сверки, списки граждан воспользовавшихся 50 % льготой по абонентской плате за пользование квартирным телефоном, копии личных дел абонентов, включающих в себя наряды на установку квартирных телефонов, договора возмездного оказания услуг телефонной связи, документы, подтверждающие право абонента на льготы, установленные Законом о ветеранах, квитанции, подтверждающие 50 % оплату абонентской платы за пользование квартирным телефоном, выписки из лицевых счетов.

В связи с не возмещением расходов от предоставления в 2004 году льгот на услуги связи в сумме 1 474 724 рублей общество обратилось в арбитражный суд.

Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса оценил представленные обществом в обоснование убытков доказательства, на основании данной оценки сделал вывод о правомерности заявленных требований. Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что причиненные оператору связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Ответчик считает, что Министерство финансов Российской Федерации не может выступать от имени Российской Федерации по заявленному требованию, поскольку главным распорядителем федеральных средств, выделенных на оплату расходов операторам связи, являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кассационная инстанция не может согласиться с доводами ответчика о том, что в возникшей ситуации Министерство финансов Российской Федерации не может выступать в суде от имени Российской Федерации, от ее имени должен выступать другой орган.

В силу статьи 30 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьями 14 - 23 Закона о ветеранах для отдельных категорий граждан установлены меры социальной защиты, в том числе льгота по бесплатной установки квартирного телефона и по оплате в размере 50 % абонентной платы за телефон.

Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Действие данного порядка продлено на 2004 год.

В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.

Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Суд первой инстанции установил, что соответствующие органы в пределах лимитов возместили расходы, связанные с предоставлением льгот. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2004 году превысили выделенные ассигнования.

Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Учитывая изложенные обстоятельства, неполученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Кассационная инстанция отклоняет довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что в суде от имени Российской Федерации должно выступать Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.05.07 по делу N А63-16839/06-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Приостановление исполнения решения от 03.05.07, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.07, отменить

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-16839/06-С1
Ф08-5101/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 29 августа 2007

Поиск в тексте