• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2009 г. Дело № А32-10115/2009-30/152-94АЖ

[Выводы суда о наличии события вменяемого предпринимателю правонарушения и соблюдение административным органом процедуры рассмотрения материалов проверки сделаны при неполном исследовании всех обстоятельств дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является
 основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Ворониной Галины Петровны, в отсутствие заинтересованного лица - Отдела внутренних дел Калининского района Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ворониной Галины Петровны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу № А32-10115/2009-30/152-94АЖ, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Воронина Галина Петровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского каря с заявлением об отмене постановления начальника Отдела внутренний дел по Калининскому району Краснодарского края (далее - ОВД) от 03.04.2009 о наложении на предпринимателя административного взыскания в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, материалами дела подтверждается совершение предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушения порядка привлечения к административной ответственности не установлены.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009. По мнению заявителя жалобы, инспектор ОВД Кошкарь Ю.Н. не вправе был проводить проверку, так как отсутствовало распоряжение о ее проведении данным лицом. Основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства события правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу ОВД ссылается на правильное применение судом норм материального и процессуального законодательства и просит оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предпринимателя, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.

Как видно из материалов дела, Воронина Г.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.03.2001.

21 марта 2009 года инспектор ОВД Кошкарь Ю.Н. составил протокол о совершении предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе установлено, что 21.03.2009 в 09 часов 00 минут на рыночной площади ст. Калининской Краснодарского края в роллете № 97 предприниматель осуществлял торговлю бижутерией в ассортименте без наглядной информации установленного образца для покупателя об изготовителе (продавце) данного товара. На момент проверки установить изготовителя товара невозможно. Согласно изложенным в протоколе объяснениям, предприниматель обязался устранить нарушения.

Постановлением ОВД от 03.04.2009 предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей.

Считая указанное постановление незаконным, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 Кодекса).

В силу пунктов 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, при продаже товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Статья 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает, что продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, его местонахождение и режим работы. Эти сведения должны быть размещены на вывеске. Информацию о магазине, режиме его работы и реализуемых им товарах и их изготовителях в наглядной и доступной форме доводят до сведения потребителей теми способами, которые приняты в отдельных сферах обслуживания потребителей (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).

В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как видно из материалов дела, предпринимателю вменено в вину осуществление продажи товара (бижутерии) без наглядной информации для покупателя установленного образца об изготовителе (продавце) товара.

При рассмотрении спора суды указали на нарушение предпринимателем Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55. За нарушение указанных правил ответственность предусматривается статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако предприниматель привлечен к ответственности по статье 14.5 Кодекса.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 Кодекса). Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В силу части 1 статьи 29.10 Кодекса обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.

Суды не дали оценку протоколу об административном правонарушении и постановлению о привлечении к административной ответственности с точки зрения полноты фиксации события правонарушения, конкретности описания действий, в которых выразилось административное правонарушение, отражения в протоколе обстоятельств, установленных при проверке. Суды не оценили доводы предпринимателя о том, что протокол составлен с недостатками, не установили, могут ли данные недостатки быть восполнены за счет иных доказательств, полученных при проверке и на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности. Суды надлежаще не исследовали довод предпринимателя о неизвещенности его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку из протокола, в котором содержится указание на дату рассмотрения материалов проверки, время рассмотрения указано неразборчиво, имеются незаверенные исправления.

При таких обстоятельствах выводы суда о наличии события вменяемого предпринимателю правонарушения и соблюдение административным органом процедуры рассмотрения материалов проверки сделаны при неполном исследовании всех обстоятельств дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать указанные обстоятельства с учетом представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, проверить правильность квалификации вменяемого предпринимателю правонарушения, и сделать вывод относительно законности и обоснованности заявленных предпринимателем требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу № А32-10115/2009-30/152-94АЖ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-10115/2009-30/152-94АЖ
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 28 октября 2009

Поиск в тексте