ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2009 г. Дело № А32-10400/09-59/183-109А

[Суд установил, что общество нарушило требование пункта 2.2.1.1 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, устанавливающего границы зоны санитарной охраны в отношении скважин № 5432 и 6826, не организована площадка для стока ливневых вод за пределы зоны санитарной охраны. Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Пашковское-Сервис», извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пашковское-Сервис» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу № А32-10400/09-59/183-109АЖ, установил следующее.

ООО «Пашковское-Сервис» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому (далее - управление) от 19.03.2009 № 02-047-02-ГП-10 о привлечении к административной ответственности по статьям 7.3 и 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2009, оставленным без  изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009, в удовлетворении требований общества отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества составов административных правонарушений.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт по делу. В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение управлением статей 1.5, 27.8, 28.2, 28.5 и части 3 статьи 26.2 Кодекса при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии КРД № 01720 ВЭ сроком до 01.09.2020 (л. д. 80 - 84).

На основании распоряжения от 13.01.2009 № 1.09/32 сотрудники управления в период с 19.01.2009 по 18.02.2009 провели плановую проверку деятельности общества по вопросу соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- не соблюдена зона санитарной охраны скважин № 5432, 6826; площадка не спланирована для стока ливневых вод за ее пределы; на территории разбросан бытовой мусор; на момент проверки не представлен проект зоны санитарной охраны, согласованный в установленном порядке (нарушение пункта 3 приложения 1 к лицензии КРД № 01720 ВЭ, постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны и источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02"»);

- природопользователь не представил программу ведения мониторинга пресных подземных вод, а также информацию по предоставлению результатов ведения мониторинга пресных подземных вод в территориальный фонд информации с краткой пояснительной запиской (нарушение пункта 4 приложения к лицензии КРД № 01720 ВЭ);

- недропользователь не представил информацию, подтверждающую оплату водного налога (нарушение пункта 6 приложения № 1 к лицензии КРД № 01720 ВЭ);

- при проведении проверки общество не представило информацию по использованию по назначению, осуществлению установленных режимов эксплуатации скважин с ведением мониторинга и соответствующей документации, а также иной геологической информации в территориальный орган по управлению фондом недр (нарушение пункта 8 приложения № 1 к лицензии КРД № 01720 ВЭ);

- владелец лицензии не представил информацию, подтверждающую сдачу геологической информации в территориальный орган по управлению фондом недр (нарушение пункта 2 приложения № 7 к лицензии КРД № 01720 ВЭ);

- на момент проверки общество не представило технический проект разработки месторождения пресных подземных вод (нарушение статьи 23.2 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1«О недрах» (далее - Закон № 2395-1).

Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.02.2009 № 02-047-02ГП-1 и протоколе об административном правонарушении от 05.03.2009 № 02-047-02ГП-6.

По итогам рассмотрения материалов проверки административный орган принял постановление от 19.03.2009 № 02-047-02-ГП-10, которым общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3 и 8.9 Кодекса, с назначением наказания в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Общество не согласилось с указанным постановлением, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд заявлением.

Статьей 7.3 Кодекса предусмотрена ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) в виде штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 22 Закона № 2395-1 предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23.2 Закона № 2395-1 предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Соглашением об условиях добычи подземных вод (Приложение 1 к лицензии) установлены требования, корреспондирующие с содержанием статьи 22 Закона № 2395-1: соблюдать современные технологии работ, обеспечивающих рациональное использование и охрану подземных пресных вод от загрязнения, истощения (пункт 3), составлять программу мониторинга подземных вод, согласовать ее с органом геологического контроля и постоянно осуществлять ведение мониторинга (пункт 4), осуществлять платежи за право добычи подземных вод (пункт 6), вести учет добытых подземных вод, их использование по назначению, осуществлять установленный режим эксплуатации скважин с ведением мониторинга, представлять сведения для государственного учета вод, в также иную геологическую информацию в территориальный орган по управлению фондом недр (пункт 8).

В соответствии со статьей 23.2 Закона № 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Проведенной проверкой установлен факт нарушения обществом пунктов 3, 4, 6, 8 приложения 1, пункта 2 приложения 7 к лицензии.

Факт нарушения пунктов 3, 4, 8 приложения 1 подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.

В отношении нарушения пункта 6 приложения 1 заявитель утверждает, что в ходе проверки им представлены доказательства оплаты водного налога. Между тем доказательств в обоснование данного довода общество не представило.

Из вышеизложенного следует, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса.

Приложение 7 к лицензии управление в материалы дела не представило, что не позволило суду установить наличие или отсутствие события нарушения данных требований лицензии.

Статьей 8.9. Кодекса предусмотрено, что нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При рассмотрении дела суд установил, что общество нарушило требование пункта 2.2.1.1 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, устанавливающего границы зоны санитарной охраны в отношении скважин № 5432 и 6826, не организована площадка для стока ливневых вод за пределы зоны санитарной охраны.  

Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса.

Доводам общества о нарушении управлением статей 28.2, 28.7, 28.5 Кодекса судебные инстанции дали оценку; фактически данные доводы направлены на переоценку, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу № А32-10400/09-59/183-109АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:

файл-рассылка