• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2009 г. Дело № А32-25387/2008

[Поскольку принадлежащие обществу здания автовокзала и автостанции являются объектами дорожного сервиса, испрашиваемые им участки относятся к землям, предоставленным для нужд транспорта, которые ограничены в
обороте. Поэтому вывод судебных инстанций о наличии правовых оснований для отказа государственного
органа в предоставлении участков в собственность заявителя является обоснованным]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии от заявителя открытого акционерного общества «Акционерная фирма “Кубаньпассажиравтосервис”», от заинтересованного лица Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Акционерная фирма “Кубаньпассажиравтосервис”» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу № А32-25387/2008, установил следующее.

ОАО «Акционерная фирма “Кубаньпассажиравтосервис”» (далее общество) обратилось в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений администрации Краснодарского края (далее департамент) с заявлением, в котором просила:

- признать незаконным отказ департамента, оформленный письмом от 11.08.2008 № 52-10640/08-31.04, в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 6351 кв. м с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5, расположенного в г. Славянске-на-Кубани по ул. Ковтюха, 120, и земельного участка площадью 2375 кв. м с кадастровым номером 23:23:05 05 187:74, расположенного в ст. Отрадненской по ул. Широкой, 6;

- обязать департамент направить в адрес общества проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009, в удовлетворении заявления отказано.

Судебные инстанции установили, что общество является собственником объектов недвижимости (зданий автовокзала и автостанции), которые расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю). Земельные участки под объектами недвижимости сформированы и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании общества, которое обратилось в департамент с заявлением об их приватизации. Отказ государственного органа в предоставлении данных участков в собственность общества правомерен. Здания автовокзала и автостанции являются объектами дорожного сервиса. Следовательно, испрашиваемые заявителем участки относятся к землям, предоставленным для нужд транспорта, и являются ограниченными в обороте (статьи 27, 90 Земельного кодекса Российской Федерации). В деле отсутствуют доказательства того, что земельные участки расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог или заняты автомобильными дорогами, которые могут принадлежать на праве собственности юридическим лицам. Данное обстоятельство исключает возможность применения к спорным отношениям положений Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л. д. 117, 152).

Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить указанные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество указывает на то, что положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не ограничивают возможность выкупа земельных участков, предоставленных для нужд транспорта, поскольку такие земельные участки не изъяты из оборота. Суд не применил статью 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой автомобильные дороги, включающие в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог, могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Следовательно, департамент неправомерно отказал в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемых земельных участков.

От департамента отзыв на жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить судебные акты и удовлетворить заявление.

Представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на законе и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, общество является собственником здания автовокзала (литера А) общей площадью 551 кв. м, расположенного в г. Славянске-на-Кубани по ул. Ковтюха, 120 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.07.2002 серия 23-АА № 639697; л. д.39).

Постановлением главы администрации г. Славянска-на-Кубани от 10.11.1992 № 1264 Славянскому автовокзалу (правопредшественник общества) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 1,26 га для эксплуатации автовокзала. Во исполнение указанного постановления выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии КК-2 № 423000046 (л. д. 34 38).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (по состоянию на 12.12.2008) земельный участок под зданием автовокзала площадью 6 351 кв. м с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5, расположенный в г. Славянске-на-Кубани по ул. Ковтюха, 120, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (л. д. 79).

В дело представлены заключение Управления архитектуры администрации муниципального образования Славянского района от 14.01.2009 (л. д. 86) и кадастровый паспорт от 04.04.2008 № 48/08-03-2160, подтверждающие, что земельный участок площадью 6351 кв. м с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5 сформирован (л. д. 32).

Общество также является собственником здания автостанции общей площадью 255,9 кв. м, расположенного в ст. Отрадной по ул. Широкой, 6 (регистрационное удостоверение от 02.10.1996 № 463; л. д. 24).

Постановлением главы Отрадненской сельской администрации Отрадненского района от 15.05.1995 № 174 обществу в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 0,2375 га для размещения производства. Во исполнение указанного постановления обществу выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии КК-2 № 237813000026 (л. д. 16).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (по состоянию на 19.12.2008) земельный участок площадью 2 375 кв. м с кадастровым номером 23:23:05 05 187:74, расположенный в ст. Отрадной по ул. Широкой, 6, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (л. д. 78).

В деле имеются градостроительное заключение от 14.03.2008 № 43 и кадастровый паспорт от 14.05.2008 № 23/08-03-3843, которые подтверждают, что данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет (л. д. 7, 22).

9 июля 2007 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 6351 кв. м с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5, расположенного в г. Славянске-на-Кубани по ул. Ковтюха, 120.

19 марта 2008 года общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 2375 кв. м с кадастровым номером 23:23:05 05 187:74, расположенного в ст. Отрадной по ул. Широкой, 6.

Письмом от 11.08.2008 № 52-10640/08-31.04 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность. Отказ мотивирован тем, что указанные земельные участки используются для нужд организации транспорта и в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте. В связи с этим обществу предложено оформить арендные отношения (л. д. 41).

Полагая, что отказ в приватизации земельных участков неправомерен, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.

В пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено следующее. При рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункты 5, 6 статьи 36 Кодекса).

Департамент не оспаривает получение заявлений общества и соответствие их требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370. Возражения заинтересованного лица основаны на том, что испрашиваемые земельные участки используются для нужд организации транспорта и в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте.

При разрешении спора судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий), решений органов государственной власти незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов суд осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону (иному нормативному правовому акту), устанавливает наличие полномочий у органа (лица), которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» дано следующее разъяснение. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

Согласно пункту 1 и абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.

Из материалов дела следует, что испрашиваемые земельные участки ранее были предоставлены обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации зданий автовокзала и автостанции (государственные акты серия КК-2 № 237813000026 и № 423000046).

Согласно пункту 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (утверждены первым заместителем Министра транспорта России 29.09.1997) под автовокзалом понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам; автостанция это сооружение на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров.

В соответствии с пунктом 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14.08.2003 № 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к объектами дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Таким образом, принадлежащие обществу объекты недвижимости (здания автовокзала и автостанции) являются объектами дорожного сервиса. Следовательно, испрашиваемые заявителем земельные участки относятся к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Кодекса).

По смыслу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.

Поскольку принадлежащие обществу здания автовокзала и автостанции являются объектами дорожного сервиса, испрашиваемые им участки относятся к землям, предоставленным для нужд транспорта, которые ограничены в обороте. Поэтому вывод судебных инстанций о наличии правовых оснований для отказа государственного органа в предоставлении участков в собственность заявителя является обоснованным.

Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

В кассационной жалобе общество ссылается на пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Заявитель полагает, что такое исключение установлено частью 12 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Однако Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит норм, разрешающих предоставить в частную собственность заявителя спорные земельные участки.

Часть 12 статьи 6 Закона, на которую ссылается заявитель, допускает собственность граждан и юридических лиц на автомобильные дороги, которая может возникнуть в результате строительства автомобильной дороги за счет собственных средств либо передачи ее таким лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, материалы дела исследовали полно, всесторонне и объективно, установили фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дали оценку. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в доход федерального бюджета при ее подаче (л. д. 167).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу № А32-25387/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:
файл-рассылка























Номер документа: А32-25387/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 14 августа 2009

Поиск в тексте