ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2009 г. Дело № А32-11291/2008

[Удовлетворяя требования департамента, суды указали, что администрация распорядилась земельным участком,
 относящимся к собственности субъекта Российской Федерации, не имея на это соответствующих полномочий]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в заседании суда от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, от ответчика - администрации муниципального образования Туапсинский  район, от третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью Детский оздоровительный лагерь «Дубравушка», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального образования Туапсинский район и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу № А32-11291/2008, установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район (далее -  администрация), ООО ДОЛ «Дубравушка» (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) заключенного администрацией и обществом договора от 09.11.2006 № 3300002127 аренды земельного участка площадью 26 766 кв. м с кадастровым номером 23:33:0606011:0253, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Джубга.

К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент). Департамент, считая, что администрация распорядилась земельным участком, находящимся в собственности Краснодарского края, просил признать недействительным (ничтожным) договор от 09.11.2006 № 3300002127 аренды указанного земельного участка.

Решением от 05.03.2009 требования территориального управления удовлетворены частично (в части земельного участка государственного лесного фонда). Суд пришел к выводу о том, что часть земельного участка, предоставленного в аренду на основании спорной сделки, относится к лесному фонду и является федеральной собственностью. Кроме того, суд удовлетворил требования департамента, поскольку остальная часть участка находится в собственности субъекта Российской Федерации. Суд указал, что не имеет существенного значения то обстоятельство, что отсутствуют достоверные сведения о площади частей земельного участка, принадлежащих Российской Федерации и Краснодарскому краю, поскольку из принятого решения права на землю как у лиц участвующих в деле, так и у других лиц не возникают. Необходимыми и достаточными являются сведения о том, что имущество в своих частях имеет разный уровень собственности и принадлежит двум самостоятельным субъектам права.

Постановлением апелляционного суда от 27.05.2009 решение от 05.03.2009 изменено. В иске территориальному управлению отказано. Заявление департамента удовлетворено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда. Письмо Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.09.2008 и письмо руководителя Джубгского лесничества от 26.09.2008, на которых суд первой инстанции основывал свои выводы о принадлежности части спорного земельного участка к землям лесного фонда, признаны недостоверными доказательствами. Проверить соответствие действительности содержащейся в указанных письмах информации не представляется возможным, поскольку работы по уточнению границ лесного фонда не завершены. Кроме того, сведения, приведенные в названных письмах опровергаются информацией, содержащейся в ответе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 13.11.2008 № 5/3490.  

В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление в части и отказать в удовлетворении заявления департамента. Заявитель жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы материального права. Администрация указывает, что обладает полномочиями по распоряжению спорным участком на основании абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», что свидетельствует об отсутствии оснований для признания недействительным договора аренды земельного участка.

Кроме того, органами государственной власти Краснодарского края нарушена процедура придания Туапсинскому району статуса курорта регионального значения, предусмотренная действующим законодательством. Статья 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», в части отнесения Туапсинского района к курортам краевого значения, на момент заключения оспариваемой сделки не действовала.

В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования. Заявитель жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы материального права. Постановление главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 № 1098 «О курортах краевого значения» не согласовано соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Из нормативных актов Союза ССР и РСФСР следует, что курорт Джубга являлся курортом общереспубликанского значения. Кроме того, часть спорного участка относится к лесному фонду. Это означает, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности.

В отзыве на кассационную жалобу общество высказалось за необходимость удовлетворения кассационной жалобы администрации.

В заседании суда представители администрации и территориального управления поддержали доводы кассационных жалоб.

Представитель департамента просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) 09.11.2006 заключили договор № 3300002127 аренды земельного участка площадью 26 766 кв. м (кадастровый номер 23:33:0606011:0253), расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Джубга, для эксплуатации детского оздоровительного лагеря «Дубравушка». Договор заключен сторонами на срок до 09.11.2055 и зарегистрирован в установленном порядке.

Территориальное управление, полагая, что земельный участок, предоставленный в аренду, относится к федеральной собственности, обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Департамент, считая, что спорный участок относится к собственности Краснодарского края, обратился в суд с самостоятельным заявлением о признании сделки недействительной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 № 83 «О некоторых вопросах землепользования» утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, в который вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 № 406 «Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае» утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» Туапсинский район признан курортом регионального значения.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент совершения сделки) особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы администрации о том, что на момент совершения оспариваемой сделки статья 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» не содержала указания об отнесении Туапсинского района к курортам краевого значения, рассматривался апелляционным судом и получил верную правовую оценку.

Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку территориального управления на постановление Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 № 406 «Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае», поскольку указанным постановлением утверждены лишь границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района. Указанное постановление не относит Туапсинский район к курортам республиканского значения. То обстоятельство, что округа санитарной охраны курортов Туапсинского района утверждены постановлением Совета Министров РСФСР, не означает, что все курорты на территории Туапсинского района Краснодарского края имели республиканское значение. В соответствии с пунктом 13 Положения о курортах (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 № 65) Совет Министров союзной республики устанавливал границы округов санитарной охраны курортов республиканского и местного значения. При таких обстоятельствах основания для применения пункта 2 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» отсутствуют.

Вместе с тем суды не учли следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Удовлетворяя требования департамента, суды указали, что администрация распорядилась земельным участком, относящимся к собственности субъекта Российской Федерации, не имея на это соответствующих полномочий.

В то же время отнесение Туапсинского района к курортам регионального значения не исключает возможности нахождения на его территории отдельных земельных участков, относящихся к федеральной собственности по иным основаниям.

В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (статьи 7 и 10), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (статья 3) и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

В силу статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю.

В силу статьи 51 Лесного кодекса от 29.01.1997 № 22-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных отношений (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ), государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Приказом от 15.12.1994 № 265 Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 28.06.1995 № 887) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации в совместном письме от 17.09.2003 № АА-9/17907 и ВР-30-54/6372 указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов Российской Федерации приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Из приведенных норм материального права можно сделать следующие выводы: земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона; документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служит лесоустроительная документация.

Поскольку представленные в дело доказательства содержат противоречивые сведения относительно отнесения части участка к лесному фонду (т. 1, л. д. 56; т. 2, л. д. 1, 2, 82, 105 - 107, 116; т. 3, л. д. 38, 74), для надлежащего ответа на указанный вопрос необходимо исследовать документы лесоустройства Лермонтовского участкового лесничества (квартал 151А) Джубгского лесничества (проект организации и ведения лесного хозяйства, описание лесов, план участка лесного фонда, карты лесных кварталов и выделов, акты натурного технического обследования участков лесного фонда). Отсутствие документов, подготовленных в соответствии с Лесоустроительной инструкцией (утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 № 31), не исключает возможности использования лесоустроительных документов, изготовленных ранее. Кроме того, необходимо исследовать межевые дела земельных участков, включенных в состав спорного (т. 1, л. д. 51 - 53).

Надлежащая оценка информации, содержащейся в письме Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 13.11.2008 № 5/3490 (т. 2, л. д. 105 - 107), возможна только в совокупности с указанными выше документами (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Следует также учитывать, что  изменение границ сельского поселения не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда.

Закрепленное в статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских и сельских поселений, само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях сельских поселений, и может служить только основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли и (или) изъятия из земель лесного фонда.

Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.09.2008 № 16490/2007 указал, что установление черты населенного пункта не может влиять на имущественные отношения сторон.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской по результатам рассмотрения жалобы арбитражный суд  кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.       

С учетом изложенного решение от 05.03.2009 и постановление от 27.05.2009 надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

При новом рассмотрении суду следует запросить у соответствующих органов необходимую лесоустроительную и межевую документацию, установить, налагается ли земельный участок на земли государственного лесного фонда, приобщить к материалам дела надлежащим образом удостоверенную копию письма Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Туапсинский район от 23.07.2008 № 03-1/1552, оценить доводы территориального управления об отнесении земельного участка к федеральной собственности в связи с наложением части участка на земли государственного лесного фонда, после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

Суду следует учитывать, что наложение части спорного земельного участка на земли государственного лесного фонда является основанием для вывода о недействительности сделки в отношении всего участка.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу № А32-11291/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:

файл-рассылка